Saturday, 7 February 2015

«Вам, учителям, за это деньги платят – вот вы и воспитывайте!» Размышление третье


Школе одной с делом воспитания детей не справиться. Воспитывает правда и справедливость, окружающая или не окружающая детей. С.Л. Соловейчик («Педагогика для всех») к термину «природосообразное воспитание»  добавляет ещё одно понятие – «правдосообразное воспитание» - т.е. «воспитание, построенное на стремлении к правде, на вере в правду, на правде». Воспитание ребёнка идёт правдой и справедливостью жизни, жизни вокруг. Или неправдой и несправедливостью. Хотим воспитать ребёнка – надо, чтобы вокруг царила правда и справедливость в отношениях между людьми, чтобы взрослые вокруг поступали честно и справедливо. Это и будет воспитывать, а не высокие слова о правде и справедливости, пусть даже искренно сказанные хорошим учителем. Слова как раз не нужны. Какие мы, мы все вокруг, какое наше общество – такие наши дети. «Дети – жестокие наши разоблачители. Они беспощадно и неподкупно свидетельствуют миру о том, кто мы с вами есть на самом деле». (С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»)

*  Афоризм нашего времени: Неча на школу пенять, коль система крива!

  • Просто цитата: « Раньше, чем вы начнёте воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение». А.С. Макаренко

 

Для воспитания просто необходимы пространство любви и доброты, правды и справедливости, труд и сотрудничество, творчество и сотворчество, а также постоянное общение с детьми всех взрослых. Невозможно воспитать детей классными часами два раза в неделю (месяц) по 45 минут. Микстуру так принимать можно, воспитать человека - нет. Воспитывает ребёнка весь мир взрослых вокруг него (вольно или невольно), всё взрослое сообщество – своими нравами и традициями, своим трудом, своим духом, своим отношением к маленьким членам этого общества и к жизни в целом.


Скажу крамолу: Воспитывают не учителя, а весь мир взрослых вокруг.


 А если этот мир вокруг не воспитывает, а антивоспитывает, то на учителей очень удобно свалить вину за это, упорно продолжая игру «Вам, учителям, за это деньги платят, вот вы и воспитывайте».

Просто мысль: При общении любого взрослого с любым ребёнком добра, любви и справедливости на Земле должно увеличиваться.


Это и будет воспитание. Это и будет учение маленькой личности. Если же при нашем общении с ребёнком на земле увеличивается количество зла, ненависти и несправедливости, то это уже - не учение, а мучение. Это – не воспитание, а разрушение маленькой личности. Чем заниматься нам с детьми учением или мучением, воспитанием или разрушением личности – выбирать нам, взрослым.

Конечно, школа должна воспитывать детей. Но вместе со школой этим должны заниматься всё общество вокруг, все взрослые. Хотя, осознавая то или нет, они этим в любом случае занимаются.

Просто цитата: «Человек воспитывается целым обществом. Все события в обществе, его работа, движение вперёд, его быт, успехи и неудачи – всё это настолько могучие и настолько сложные воспитательные факторы, что адекватно показать их работу можно только в большом специальном исследовании, которое может быть убедительным, только опираясь на большое количество удостоверенных наблюдений». (А.С. Макаренко «О воспитании»).


По книге А. С. Бикеевой Неленивые родители: Как дети становятся воспитанными.


 

Tuesday, 27 January 2015

«Вам, учителям, за это деньги платят – вот вы и воспитывайте!» Размышление второе


У писателя Виктора Астафьева есть термин «неспешное общение». Так вот воспитание, как мне кажется, ещё происходит через неспешное (!) заинтересованное общение взрослого с ребёнком. Через искренние задушевные беседы обо всём на свете, но без нотаций, указаний, назиданий и приказов.

* Подсчитайте, сколько с вашим ребёнком общаются учителя вне урока и не по своему предмету? Беседуют, разговаривают, признаются в чём-то и не спешат при этом?

 Причём вести подобные разговоры нельзя ни в коем случае, во-первых, с толпой, во-вторых, второпях и на бегу. Кто так доверительно и систематически в школе общается с вашим ребёнком? Радостно, если многие и много. Для ребёнка не бывает слишком много неспешного общения. Но может ли современная школа предложить ребёнку именно такой тип общения? Школьная жизнь – это почти всегда водоворот событий и дел, молниеносно сменяющих друг друга. Это – своеобразный калейдоскоп, никогда не останавливающийся. Мы торопимся, суетимся, бежим и больше всего боимся не успеть. Тут уж не до бесед и просто неторопливого общения. Итак, это тоже остаётся на родителях. В цивилизованных странах за то, чтобы с тобой неспешно и доброжелательно разговаривали, люди платят психоаналитикам огромные деньги. У нас в школе почти ничего никому не платят, поэтому никто ни с кем и не разговаривает, что называется, «по душам». Учителя разговаривают с учащимися, в основном, по учебным предметам, ведь у каждого из нас (к большому сожалению!) свой предмет, свой план, свои задачи. Некогда нам тут с ними (с детьми нашими) церемониться, пустые разговоры разговаривать. Мы привыкли общаться для получения или передачи информации. А общаться для общения?! Ну, это уж непозволительная роскошь, а, может быть, и вовсе глупость несусветная! У нас даже не всегда хватает терпения выслушать до конца высказывание ребёнка. И мы, взрослые, считаем вправе, перебить его нетерпеливым тоном: «Ну ладно, хватит, достаточно, всё понятно!» Итак, нам всегда всё понятно, что ещё выслушивать «бредни этих несносных детей». И почти всегда в нашем общении с учениками, часто вынужденным и формальным, вымученным и совсем не желанном, царит напряжённость, наша доминантность и дистанцированность. А что можно воспитать при таком общении? Только что разве научить ребёнка хитрить, приспосабливаться к нам, взрослым, играя роли Паиньки, Золушки, Послушника и проч.



Чтобы воспитывать, мы, учителя, должны устанавливать со своими учениками прочные незримые связующие нити общения. Нам следовало бы общаться и общаться с нашими учениками. Общаться просто и искренно, как общаются обыкновенные честные порядочные люди. И, возможно, в процессе такого общения мы смогли бы увидеть всю палитру чувств, эмоций, мыслей, настроений наших учеников. Может быть, мы бы почувствовали тона и полутона, цвета и оттенки их жизневосприятия, их душевных переживаний. И, возможно, наши дети пустили бы нас в свой внутренний мир. И, может быть, процесс воспитания и состоялся. Только нам, учителям, ни в коем случае нельзя торопиться. Нельзя воспитывать личность на бегу, на лету, между делом. Надо внимательно смотреть в глаза ребёнка и просто общаться с ним. И ещё выслушивать и выслушивать наших учеников с бесконечным терпением и искренней заинтересованностью. И пусть такое неспешное общение продолжается с ребёнком дома.

Просто мысль: Учительское общение с ребёнком входит в него через глаза и уши, а выходит мыслями и поступками. Поэтому, чтобы ребёнок учился мыслить хорошими мыслями и поступать правильными поступками ему так необходимо общение с нами.

 
Мне кажется, нам, взрослым, надо учиться и учиться общению с детьми. И тогда, может быть, у нас получится воспитание общением, общением качественным и неспешным. А мы почему-то думаем, что можно воспитывать окриком, унижением, указанием, подавлением и даже оскорблением личности растущего человека.

Просто цитата: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».

 Антуан де Сент Экзюпери

Желаю вам, коллеги, купаться в настоящей роскоши – роскоши человеческого общения!

 

Friday, 9 January 2015

«Вам, учителям, за это деньги платят – вот вы и воспитывайте!» Размышление первое


Должна ли школа воспитывать детей? Я считаю, что должна. Но не одна, а вместе с родителями и ГЛАВНОЕ – всем обществом, в котором эта школа находится.

Воспитывает ли современная школа детей? Я считаю, что нет. (Об антивоспитании мы здесь не будем!) Причины этого можно  выяснять и анализировать. А пока хочу обратиться к родителям:

Уважаемые родители! Пора понять и принять, что в наше время школа детей не воспитывает. Уж так получилось, что эта функция отмирает или отброшена. И детей своих воспитываете или не воспитываете только вы. Только вы сами! А школа, надо честно признаться, с этим делом на сегодняшний момент не справляется. То ли не может, то ли не хочет, а, может быть, обществу этого и не надо. Но воспитанием детей на сегодняшний день занимается семья (или улица, или телевидение, или ещё кто-то, или никто). Но школа точно этим не занимается. А жаль!

Просто цитата: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами. Но и это не всё: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него». (А.С. Макаренко «О воспитании»)
 

Чтобы воспитание состоялось, нужна постоянная активность самой личности, которую мы воспитываем. А дети в современной школе в основном пассивны, пассивны в смысле труда собственной души, да, кстати сказать, и обыкновенный физический труд в современной школе теперь почти не присутствует. Даже классные комнаты стали убирать технички, нанятые на родительские деньги.

Просто цитата: «Воспитание – это сотрудничество с детьми, ответственность за которое несут взрослые». (С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»).

А на уроках мы требуем с детей послушной пассивности. К примеру, мы категорически запрещаем детям на уроках разговаривать. Мало того, что дети должны сидеть ежедневно 6 уроков неподвижно, они должны ещё и молчать. Разговоры учащихся на уроке – это первое, против чего мы, учителя, начинаем (и никогда не заканчиваем) бороться.

В каждом человеке заложен двигатель развития и совершенствования. Но, к сожалению, современная школа далеко не в каждом ребёнке этот двигатель включает. Всё логично, с чего детям развиваться и становиться воспитанными, если они в школе 10 лет пассивны? Что они изобретают, создают, созидают? Над чем постоянно напряжённо думают и трудятся?

* Ощущение ученика на уроке: Без меня - меня учили.


Просто цитата: «Основной жанр нашей «педагогической деятельности» - разговорный, основной «вид деятельности учащихся» - потребительство в чистом виде. Результат этой словесно-призывной педагогики – плачевный. Нет, только в сотрудничестве, общих с ребятами делах, единой с ними одухотворённой жизни можно достигнуть внутреннего преображения каждого их них и своего собственного. Нужно правильно, умно организовать повседневность, наполнить каждый день интересными и полезными мыслями и делами, маленькими победами и радостью».  (С.Л. Рябцева, учитель начальных классов)
 
 

 

Wednesday, 3 December 2014

Родная речь в родном доме и домашние уроки развития речи Часть третья


Правило семнадцатое. Не надо обобщений в речи.

  • «Ты всегда всё теряешь!» Не всегда и не всё! И не надо преувеличивать, а тем более упрекать, ведь ребёнок совсем не хотел потерять что-то.

Правило восемнадцатое. Персонализируйте своё речевое сообщение и лучше всего говорите о себе.

  • Вместо «Ты мне все нервы измотал!» лучше сказать: «Я так нервничаю!» Ведь на самом деле это не ваш ребёнок выступает в роли мотателя или мотальщика ваших нервов или чего-то там ещё. Это – ваша личная реакция на что-то или кого-то.
  • Вместо «Глаза б мои не смотрели, как ты моешь полы!» лучше сказать: «А я мою полы по-другому. И вот почему ...»

Правило девятнадцатое. Если вы чем-то недовольны, то выражайте своё недовольство отдельными поступками и действиями ребёнка, а не его личностью, не им самим в целом.

Это просто удивительно, как мы меняем свою речь, свой разговор в зависимости от того, с кем разговариваем. Например со своим начальником мы разговариваем так: «Извините, мне надо побыть одному некоторое время, чтобы сосредоточиться и всё это обдумать». А своему ребёнку мы скажем ту же мысль совсем по-другому: «Слушай, отстань! Я так устала. Ну, ни минуты покоя нет от этих детей! Все нервы измотали!»

Это просто поразительно, самым близким в нашей жизни людям достаются наши самые небрежные, а порой грубые и оскорбительные речевые сообщения. И особенно нашим детям!

  • Сообщайтесь красиво!
Психологи и специалисты по лингвистике считают, что любое речевое сообщение человека имеет два уровня: первый – вербальный. Ведь любое речевое сообщение строится из слов, несущих определённое значение. Второй уровень – невербальный. Это тот подтекст, который скрыт не в словах, а в нашем настрое, интонации, с которыми мы данное речевое сообщение произносим. Получается, что каждое наше речевое сообщение имеет текст и подтекст. Текст читается, он кроется в словах. Подтекст – чувствуется, ощущается слушателем. Он кроется в нашей интонации, мимике, общем настрое и отношении к собеседнику.

 А мы-то, наивные, полагаем, что говорим своему ребёнку просто слова! Нет, с произносимыми словами мы высказываем, выказываем, выражаем своё отношение к нему и ко всему.

  • Высказывайтесь красиво!

Так что не забывайте, уважаемые родители, произнося в адрес своих детей простые, казалось бы, слова и фразы, вы передаёте им не только вербальные сообщения, вы доносите до них, детей своих, нечто большее, чем просто слова: своё отношение к ним и другим окружающим вас людям, своё жизневосприятие, свой настрой или расстрой. Это уж у кого как получится.

            На каком языке будет говорить ваш ребёнок? На том, на котором разговаривают с ним взрослые. Если вокруг него звучит русская речь, ребёнок будет говорить по-русски, если английская, то по-английски. На каком именно языке будет разговаривать ребёнок по-русски, по-английски или как-то ещё? На хамском или вежливом языке? На языке образованного человека или неуча? Это будет зависеть от того, какие именно уроки развития речи преподают подрастающему человеку его родители дома.

* Преподавайте красиво!


Friday, 21 November 2014

Родная речь в родном доме и домашние уроки развития речи. Часть вторая


Правило восьмое. Не обязательно отвечать на ВСЕ вопросы ребёнка. Можно некоторые из них оставить и вовсе без ответов, предоставив ребёнку право попытаться найти эти ответы самостоятельно. И совсем не обязательно сразу бросаться отвечать на каждый вопрос ребёнка. Очень даже можно сначала помолчать и подумать.

Правило девятое. Не заваливайте ребёнка градом вопросов.

Правило десятое. Не навязывайте ребёнку своего общества и общения. В силу разных причин он может и НЕ хотеть общаться с вами в данный момент.

Правило одиннадцатое. Имена в семье имеют значение! Не допускайте никаких Светок, Сашек, Лерок, Пашек. Я, разумеется, не эталон, но лично у меня – две единственные дочери: Ольгуша и Ириша. И мы их в нашей семье так продолжаем звать, не зависимо от прибавляющимся им лет. А в детстве Ольгуша у нас была заинькой, а Ириша – белочкой.

Какие детские имена будут вспоминать ваши дети в своей взрослой жизни?

Правило двенадцатое. Следите за интонационным рисунком свой речи. Ведь даже тон вашего высказывания может обидеть ребёнка. Приведу пример из своей жизни. Мои дочери очень часто говорили мне, что порой у меня в общении с ними звучит какой-то «металлический тон» голоса. А ведь я сама даже этого и не замечала. Ох, уж эти профессиональные привычки российских педагогов! Ох, уж этот эмоциональный, эмоциональный, эмоциональный мир ребёнка! Ребёнок улавливает чутко все нюансы, тона и полутона разговора взрослых с ним. Простите меня, мои любимые дочери! Простите меня, мои ученики за то, что я иногда разговаривала с вами «металлическим тоном».

Правило тринадцатое. В разговоре с детьми негативные приказы, вопросы, утверждения – НЕ годятся. А годятся – позитивные, конструктивные, помогающие и подбадривающие ребёнка высказывания взрослых.

Правило четырнадцатое. В родительской речи должны часто звучать «волшебные слова», да-да те самые из детской сказки. Просите о чем-то своего ребёнка, не забывайте, уважаемые родители добавлять простое и такое приятное слово «пожалуйста». Почаще говорите своему ребёнку простое и такое милое слово «спасибо». Вспомните, сколько раз за вчерашний день вы сказали своему ребёнку «Спасибо!». Число сказанных вами «волшебных слов» вашему ребёнку за один день – это отметка вашей родительской вежливости. Какую отметку вы только что получили? Повторюсь: почаще говорите своим детям простое человеческое «спасибо». Не за что? Ищите за что и находите.

Правило пятнадцатое. Дома никаких прозвищ, даже шутливых! Никакого навешивания ярлыков – «капуша», «ленивец», «грубиян»! Хотя на шестнадцатилетие или восемнадцатилетие ребёнка можете повесить ему на грудь самодельную медаль «Гордость семьи», или что-то ещё в таком же духе – жизнеутверждающее. А так – никаких обидных шуток, издёвок и насмешек, задевающих личность. Хотите над кем-то посмеяться? Начинайте всегда с себя! Не пользуйтесь юмором, чтобы обидеть, уязвить, ущипнуть. Так что, уважаемые родители, никакого высмеивания или подсмеивания над своим ребёнком.

Правило шестнадцатое. Помните о том, что каждое речевое сообщение состоит не только из набора слов, из которых оно строится, т.е. текста сообщения, но ещё и подтекста, т.е. того, что вы имеете в виду, не оформляя это словесно, и из вашего отношения, которое непременно тоже присутствует в нём. В разговоре с детьми важно всё, не только слова, но и интонация, с которой вы их произносите. Важно не только то, что вы прямо говорите, но и то, что вы имеете в виду, т.е. подтекст вашего речевого сообщения. Важна не только высказываемая мысль, но и подбор лексики, с помощью которой вы свою мысль оформляете словесно. Подтекст, интонация и подбор лексики отражают наше отношение к слушателю и теме высказывания.

Friday, 14 November 2014

Родная речь в родном доме и домашние уроки развития речи. Часть первая


Речь в нашем доме, слова, обращённые к ребёнку и остальным членам семьи – какие они? Родная речь для ребёнка – эта та речь, которая чаще всего звучит в его родном доме. Это – речь его родителей, его родных, обращённая к нему и друг другу. Уроки развития речи в семье, отсутствие таковых и присутствие иных – всё это ребёнок тоже проходит в семье.

Уважаемые родители, последите, пожалуйста, за собственной речью! Подходите ответственно к проведению для своих детей домашних уроков развития речи. Вот некоторые правила проведения домашних уроков развития речи.

Правило первое. Не отвечайте ребёнку вопросом на вопрос.

  • «Ну, и что ты об этом спрашиваешь?!»
  • «Разве и так не ясно?!»

Правило второе. Сократите до минимума риторические вопросы в своей речи, особенно когда вы общаетесь с ребёнком.

  • «А я тебе что говорила!?»
  • «И когда только ты начнёшь думать своей головой!?»

Правило третье. Не стройте пессимистических прогнозов заранее, не выяснив деталей и не разобравшись в ситуации. Вы тем самым программируете не успешность собственного ребёнка. Или, по крайней мере, портите ему настроение.

  • «Ну, что заболел?»
  • «Что опять плохую оценку получил?»

Правило четвёртое. В общении со своими детьми не приводите параллелей и сравнений с другими детьми.

  • «А как же Вася справился с этой контрольной?» Вашему ребёнку не известно, как именно справился с работой Вася, и вам – тоже. Может, у Васи талант к этому предмету, или частный репетитор, или он решал другой вариант.

Почти философская рассуждалка: Риторические вопросы с элементами драматизации, упрёки, сравнивание ребёнка с другими и постановка себя в пример – это не разговор. Не разговор с ребёнком, во всяком случае. Это – монолог одного заносчивого взрослого. Одного! В то время как разговор предлагает двух активных его участников.

Правило пятое. Не называйте плохими словами своего ребёнка даже в шутку и якобы ласково.

  • «Горе ты моё луковое!»
  • «Эх ты, дурачок!»
  • «Ах, ты мой глупышек!»
  • «Ну что, горемыка, теперь делать будем?!»

Просто пожелание: Пусть ваши домашние уроки развития речи, которые вы ежедневно преподаёте своему ребёнку, никогда не превращаются в домашние уроки оскорбления речью, унижения речью и никогда не будут домашними уроками деградации человеческой речи!

Правило шестое. Берите паузу. Держите паузу. Не надо сразу бросаться возражать ребёнку, не стоит тут же начинать читать нотации, воспитывать или ругать. Сначала внимательно выслушайте, потом постарайтесь понять тему сообщения. Затем подумайте, прежде чем обрушивать на ребёнка свой словесный поток. А потом ... ещё помолчите.

Просто пожелание: Пусть ваш ребёнок никогда не присутствует на домашних уроках разнузданной речи. Развивающего, позитивного и конструктивного вам речевого общения! Успешных коммуникаций и эффективных выходов в речь!

Правило седьмое. Не обязательно давать собственные комментарии по каждому поводу.

Wednesday, 8 October 2014

Сам себе контрактёр, или с самим собой на контракте


Помню один (да, наверное, и не один!) эпизод из моего многолетнего опыта учителя английского языка и классного руководителя. Один родитель подошёл ко мне с разговором: «Итак, вы берётесь научить моего сына разговорному английскому». (Ого! Он уже, оказывается, заключил со мной такой мысленный контракт, требуя с меня почти немыслимого! Контракт о том, что именно я обязуюсь ему предоставить.) Я ответила следующее: «Нет, я берусь предоставить вашему сыну возможность ознакомиться с основами английского языка. А вы, я так понимаю, берёте на себя обязательство всячески помогать сыну в этом трудном деле».

Как часто такое случается в родительской жизни! Родители «заключают» много разных контрактов с другими людьми, выдвигая перед ними множество самых разных требований и предъявляя огромное количество претензий.

  • Родители «заключают» мысленный контракт с врачами, возлагая на них ответственность за здоровье своих детей. (И за своё, кстати, тоже!)
  • Родители «заключают» неписаный контракт со школой о том, что она даст образование и воспитание их детям и вообще будет за детей полностью ответственна.
  • Родители «заключают» множество устных контрактов со своими детьми, чтобы те учились только на «хорошо» и «отлично»; чтобы помогали им по дому; чтобы соблюдали режим дня и проч.

Просто призыв: Уважаемые родители! Заключая все мыслимые и немыслимые контракты с другими, не забудьте почаще заключать такие же контракты с самими собой.

Итак, вы завели ребёнка или даже детей? Значит, вы подписали контракт со своей судьбой о пожизненной работе без выходных, отпусков и зарплаты. Вы дали слово перед своей совестью, клятву на всю жизнь – заниматься своим ребёнком пожизненно. А, давши слово, как известно, держись!

Просто пожелание: Уважаемые родители, заключайте  больше контрактов с самими собой. Пусть у вас будет много разных удачных, успешных, выполненных и завершённых контрактов.

Как, вы ничего такого не давали, не обещали и ни в чём таком не клялись?! Жаль, тогда вы, видимо, стали родителями по недоразумению или оплошности, неразумно и опрометчиво. А за подобные непродуманные и поспешно-опрометчивые решения придётся расплачиваться и вам и, увы!, вашим детям, которые в легкомыслии и недоумии собственных родителей совсем не виноваты. Но, такова жизнь: расплачиваться будут и без вины виноватые и с виной виноватые. Увы!

 

Пчёлкин труд

            Да уж, родителю придётся трудиться на его родительском поприще не просто как пчёлка, а как целый пчелиный рой. Ну да, нам с вами не привыкать, уважаемые мудрые взрослые, не правда ли?

 

            Просто призыв: Эй, взрослый! Трудись как пчёлка и производи как можно больше мёда в своей жизни и медовых взаимоотношений со своими детьми!

Да уж, чтобы совершать пожизненный родительский труд, нужно мужество, ум, терпение, трудолюбие, благородство души и много всего ещё. Но это того стоит! Так что, уважаемые родители, смело и радостно заступайте на многолетнюю трудовую вахту. Вахту по контракту с самим собой, или без такового.

Просто пожелание: Успешной вам работы с самими собой на контрактной и любой другой разумной основе! Постоянной и эффективной вам работы над собой!