Friday, 14 November 2014

Родная речь в родном доме и домашние уроки развития речи. Часть первая


Речь в нашем доме, слова, обращённые к ребёнку и остальным членам семьи – какие они? Родная речь для ребёнка – эта та речь, которая чаще всего звучит в его родном доме. Это – речь его родителей, его родных, обращённая к нему и друг другу. Уроки развития речи в семье, отсутствие таковых и присутствие иных – всё это ребёнок тоже проходит в семье.

Уважаемые родители, последите, пожалуйста, за собственной речью! Подходите ответственно к проведению для своих детей домашних уроков развития речи. Вот некоторые правила проведения домашних уроков развития речи.

Правило первое. Не отвечайте ребёнку вопросом на вопрос.

  • «Ну, и что ты об этом спрашиваешь?!»
  • «Разве и так не ясно?!»

Правило второе. Сократите до минимума риторические вопросы в своей речи, особенно когда вы общаетесь с ребёнком.

  • «А я тебе что говорила!?»
  • «И когда только ты начнёшь думать своей головой!?»

Правило третье. Не стройте пессимистических прогнозов заранее, не выяснив деталей и не разобравшись в ситуации. Вы тем самым программируете не успешность собственного ребёнка. Или, по крайней мере, портите ему настроение.

  • «Ну, что заболел?»
  • «Что опять плохую оценку получил?»

Правило четвёртое. В общении со своими детьми не приводите параллелей и сравнений с другими детьми.

  • «А как же Вася справился с этой контрольной?» Вашему ребёнку не известно, как именно справился с работой Вася, и вам – тоже. Может, у Васи талант к этому предмету, или частный репетитор, или он решал другой вариант.

Почти философская рассуждалка: Риторические вопросы с элементами драматизации, упрёки, сравнивание ребёнка с другими и постановка себя в пример – это не разговор. Не разговор с ребёнком, во всяком случае. Это – монолог одного заносчивого взрослого. Одного! В то время как разговор предлагает двух активных его участников.

Правило пятое. Не называйте плохими словами своего ребёнка даже в шутку и якобы ласково.

  • «Горе ты моё луковое!»
  • «Эх ты, дурачок!»
  • «Ах, ты мой глупышек!»
  • «Ну что, горемыка, теперь делать будем?!»

Просто пожелание: Пусть ваши домашние уроки развития речи, которые вы ежедневно преподаёте своему ребёнку, никогда не превращаются в домашние уроки оскорбления речью, унижения речью и никогда не будут домашними уроками деградации человеческой речи!

Правило шестое. Берите паузу. Держите паузу. Не надо сразу бросаться возражать ребёнку, не стоит тут же начинать читать нотации, воспитывать или ругать. Сначала внимательно выслушайте, потом постарайтесь понять тему сообщения. Затем подумайте, прежде чем обрушивать на ребёнка свой словесный поток. А потом ... ещё помолчите.

Просто пожелание: Пусть ваш ребёнок никогда не присутствует на домашних уроках разнузданной речи. Развивающего, позитивного и конструктивного вам речевого общения! Успешных коммуникаций и эффективных выходов в речь!

Правило седьмое. Не обязательно давать собственные комментарии по каждому поводу.

No comments:

Post a comment