Saturday, 23 August 2014

Родительские задачи и задачки: продолжаем размышлять


Играя так несколько лет в игру под названием «Родительские задачки и задачи», я обратила внимание на то, какие именно задачи и задачки ставят родители учеников любого возраста перед собой. Первое, что бросилось мне в глаза, это то, что, в основном, все поставленные родителями задачи были сугубо материальными. Приведу цитаты из родительских листочков:

·        «Оплатить сыну двух репетиторов».

·        «Купить дочери новый компьютер (сотовый телефон, видеокамеру и т.п.)».

·        «Переоборудовать детскую: сделать в комнате ремонт, обновить мебель, поставить пластиковое окно, освежить интерьер».

·        «Купить новое издание детской энциклопедии».

·        «Свозить сына в Европу».

·        «Оказать спонсорскую помощь школе». И т.д. и т.п.

Во-вторых, некоторые якобы родительские задачи и задачки таковыми вовсе не являлись. Они звучали скорее как предъявление требований и претензий к ребёнку, другим людям и миру вокруг. Например:

·        «За этот год сыну необходимо освоить английский язык». (Ничего себе, родительская задача! Так это и не задача родителей вовсе, а жёсткое требование к собственному ребёнку и учителю, с ним работающему).

·        «Первое, или, по крайней мере, призовое место Кати в городской и областной олимпиадах по английскому языку (или другим предметам)». (Как вам нравится фраза «по крайней мере, призовое»?! Мне лично она совсем не нравится!!!)

·        «Держать под контролем все школьные дела сына». (Ух, какой строгий контролёр!)

·        «Не реже, чем раз в месяц обходить всех учителей дочери, узнавая о её успехах в школе». (Т.е. строго спрашивать со всех учителей дочери, как они её и чему учат и придирчиво проверять, делают ли они это достаточно хорошо). И т.д. и т.п.

Самой лучшей родительской «задачкой», которая повторяется в ответах разных родителей, я бы назвала следующую: «Проводить с сыном (дочерью) больше времени». Это, пожалуй, родительская «лебединая песня». Уж не знаю, допели ли они её до конца. А, может быть, незаметно для себя, превратили эту замечательную «лебединую песню» в «песню вороны» с часто повторяющимися резкими и неприятными для человеческого слуха вороньими словами: «Кар-кар-кар!» Ну да это уж останется полностью на их родительской совести!

Удивило меня во всех этих родительских ответах другое. Никто их родителей (ну, или почти никто!) не ставит перед собой «задачки» и задачи своего родительского личностного роста и самосовершенствования нематериального характера. Например:

·        Научиться слушать ребёнка, не перебивая.

·        Стать более терпимым к молодёжной моде.

·        Качественно улучшить свой тон общения с сыном, убрав из речи назидательные интонации и повелительное наклонение.

·        Перестать доказывать дочери, что родители всегда правы.

·        Перестать выходить из каждого спора с ребёнком победителем.

·        Исключить крик и ругань из семейного общения.

·         Меньше читать ребёнку нотаций, а больше просто разговаривать по душам.

·        Не осуждать других людей и ничего не критиковать в присутствии ребёнка.

·        Говорить дочери (сыну) «Спасибо!» за что-нибудь каждый день.

·        Больше шутить и смеяться в семье.

·        Мне самому меньше смотреть телевизор и начать читать педагогическую литературу для родителей.  И т.д. и т.п.

 


http://practic.childpsy.ru/education/books.php?ID=22734

Wednesday, 20 August 2014

Родительские задачи и задачки: Размышление в первые сентябрьские дни

Про родительские задачи и задачки

Как известно, в первые сентябрьские дни в школах и других учебных заведениях проходят родительские собрания. Обычно на первом родительском собрании нового учебного года каждый учитель рассказывает о задачах, стоящих перед учениками и их родителями именно в этом учебном году. Я тоже всегда рассказываю родителям своих учеников, каковы задачи первого (второго, третьего и т.д.) года обучения английскому языку. Но, кроме традиционных сентябрьских бесед с родителями своих учеников, я ещё провожу с ними небольшой эксперимент. Провожу его самовольно и по собственной инициативе.

Я раздаю родителям листочки бумаги с вопросом: «Какие задачи вы, как родитель, ставите перед собой в этом учебном году?» Я объясняю родителям, что их ответы будут храниться у меня целый год. А на последнем родительском собрании, перед летними каникулами, я всем обязательно верну  их листочки с ответами. На последнем итоговом собрании учебного года я обычно прошу родителей перечитать поставленные ими в сентябре задачи и самому себе выставить оценку (ведь мы, взрослые, бесконечно оцениваем своих детей!) за то, как и насколько поставленные задачи родителями выполнены. Причём я сразу предупреждаю родителей, что листочки с выставленными ими самим себе оценками я собирать не буду. Это дело – строго конфиденциальное. Главное, чтобы они честно сами себе поставили справедливые отметки за своё родительствование.

В основном, всем такая «игра» нравится, и родители охотно в неё включаются. Ведь в итоге не произойдёт ничего постыдного и позорного. Их «двоек» и «колов» никто, кроме них самих, не увидит. А, может быть, родители учеников сами себе плохих оценок и не поставят?! Не знаю. Листочки всегда остаются у родителей для последующего обдумывания или на память, а, может быть, просто для того, чтобы сразу по окончании родительского собрания попасть в мусорную корзину. Но я всё же надеюсь, что эти обычные тетрадные листочки заставят родителей моих учеников задуматься о своём родительствовании. 

 
По  книге А.С. Бикеевой «Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день»

Sunday, 17 August 2014

Про Праздничный Воскресный Обед и Блюда Специального Назначения


Как и что мы кушаем в своём семейном доме? Блюда Специального Назначения – это такие блюда, назначение которых питать не только тело, но и души людей, их поедающих. Эти блюда создают особую атмосферу за столом и особые незримые связи между людьми.

Совместная семейная трапеза – это не просто поглощение пищи, это ещё и общение. Каким оно будет за семейным столом, зависит от нас, взрослых. А ещё от нас зависит, ЧТО мы, взрослые, сделаем главным за семейным столом – набивание желудка, или разговор по душам и с юмором. Нам, взрослым, выбирать. Дети лишь безропотно примут наш выбор.


            Как мы кушаем в своём семейном доме – из этого тоже складываются семейные традиции, хотим мы того или нет, замечаем или не замечаем. Кстати сказать, наши дети уж точно за нами, взрослыми, замечают и подмечают всё.

            По воскресеньям в моей родительской семье почти всегда был Праздничный Воскресный Обед. И между нами почти всегда звучал диалог с одним и тем же текстом, лишь с вариантами различных блюд. Вот этот диалог:

Папа: Собирайся, народ! Кто обедать идёт! Сегодня у нас Праздничный Воскресный Обед.

Я: Чего же в нём такого праздничного?

Папа: Всё, доченька! Сегодня у нас праздничный гороховый суп, праздничное картофельное пюре и праздничные воскресные котлеты. А в конце нас ожидает праздничный воскресный компот. Но самое главное, у нас сегодня за столом праздничная воскресная атмосфера, т.к. сегодня – выходной, мы собрались все вместе и мы сегодня дома.

            Толковательный словарь для толковых родителей.

             Блюда Специального Назначения – это такие блюда, назначение которых питать не только тело, но и души людей, их поедающих. Эти блюда создают специальную атмосферу за столом и особые незримые связи между людьми, блюда эти поглощающие.

            А когда в моей семье кому-то хочется выпить кофе, растворимого кофе, то тут же звучит призыв: «Ну что, по рюмочке горячего раствора?!» Горячий раствор – это горячий растворимый кофе в нашей семье. Но распивание любимого напитка предполагает ещё и задушевную беседу или просто милый трёп ни о чём.

            По утрам, когда мои дочери были ещё маленькими, мы очень часто ели на завтрак овсяную кашу. И почти каждый раз у меня с моими домочадцами происходил следующий диалог:

-         Мам, а что у нас сегодня на завтрак?

-         «Овсянка, сэр»!

-         Почему «сэр»? Я - не сэр, а леди.

-         Ясно, что ты – леди, но овсянка-то – сэр!

«Овсянка, сэр!» - это было название блюда и одновременно наша семейная шутка.












            Кстати особые слова и фразы могут быть связаны не только с пищей. Мы любим «посиделки», когда сидим все вместе и просто болтаем. И «полежалки», когда лежим рядом на диване и тоже болтаем обо всём. А ещё у нас случаются «посмотрелки», когда мы смотрим что-то по телевизору или видику все вместе. И «пошепталки», когда мы о чём-то шепчемся по секрету друг с другом.

            Заведите разные хорошие добрые особые слова и названия в вашей семье, которые будут нести вашим детям какой-то особый смысл, а также нести им простое и ясное подтекстовое сообщение, что их в этом доме любят. Просто любят без всяких условий и всё!

            Просто пожелание: Желаю вам особенных слов в вашей семье. А также особой атмосферы, возникающей в связи с их употреблением.

 


 

Saturday, 3 May 2014

Про «в своей и не в своей тарелке»


За семейным столом важны не только блюда, которые мы поглощаем, но та психологическая атмосфера, которую мы, взрослые, создаём. Давайте создавать её душевно! Давайте трапезничать красиво! Приятного всем аппетита и роскошного общения!

 Собираемся ли мы на совместные семейные трапезы? Как при этом общаемся друг с другом? Что ощущают наши дети? Ведь тон внутрисемейного общения задаём мы, взрослые.

 

Про то, у  кого вкуснее и про «не в своей тарелке»

Удивительное дело, всё своё детство и юность во время очередной совместной семейной трапезы, я очень часто брала какую-либо пищу с тарелки своего отца. Бывало, он откусит хлеб и положит на край своей тарелки, а я тут же беру его кусок и тоже кусаю. Или у всех на тарелках лежат одинаковые котлеты. Но я почему-то не ем свои котлеты, а лезу вилкой в тарелку отца и достаю оттуда его котлетку. Такое во время наших семейных трапез случалось довольно часто. То ли отец так аппетитно кушал, то ли я просто ощущала его особое ко мне отношение, но я всегда что-то буквально вынимала у него изо рта. При этом за нашим столом звучал один и тот же диалог: 

 

Мама: Аля, ну что ты у отца всё берёшь, у тебя ведь то же самое на тарелке лежит?!

Отец: Ничего страшного, Нина, не волнуйся. А ты доченька, кушай. У меня же вкуснее!

            Отец говорил это с неизменной улыбкой и уморительной интонацией, при этом с готовностью пододвигая мне свою тарелку. Да уж, очень я любила в детстве кушать не в своей тарелке.

            Если честно, эта моя детская привычка продолжает процветать и в моей взрослой жизни. Только теперь я также продолжаю что-то брать с тарелки моего мужа Володи. Он терпеливо пододвигает мне свою тарелку и с улыбкой говорит:

«Кушай, дорогая. Я знаю, у меня вкуснее!» А я смеюсь вслух, а про себя удивляюсь, и как только он меня терпит столько лет.

 

Friday, 4 April 2014

Домашняя Перекличка в пространстве любви


Ребёнку нужна семья. Ребёнку нужен дом. Ребёнку просто необходимо пространство любви, где он мог бы постоянно находится. А создать всё это для ребёнка можем и должны мы, взрослые. Добрые игры и милые шутки могут нам в этом очень помочь.

            Когда ребёнок заходит в дом, возвращаясь откуда-то, то доброжелательное настроение в семье обязаны создать взрослые. Такое дело ребёнку не под силу.

            Мне вспоминается забавный и, вместе с тем, поучительный для нас, взрослых, ритуал, который сложился у нас дома, когда моя младшая дочь Ирина была дошкольницей. Приходя домой из садика, дочь обязательно, едва переступив порог квартиры, начинала Домашнюю Перекличку. Ириша звонко кричала: «Мама дома?» В ответ мне следовало немедленно отозваться из любого уголка квартиры, где бы я в тот момент не находилась, ответив дочери громко и чётко: «Дома!» После моего отзыва немедленно следовал следующий вопрос дочери: «Папа дома?» Теперь была папина очередь ясно и чётко ответить дочери: «Дома!» А Ириша продолжала эту традиционную Домашнюю Перекличку: «Оля дома?» Сестра, желая подразнить ребёнка, молчала. Тогда следовал повторный настоятельный  вопрос: «Оля дома???» И он повторялся до тех пор, пока не было ответа: «Дома!» Затем звучал следующий вопрос Ирочки: «Баба дома?» «Дома!» - тут же отзывалась бабушка. А дочь, между тем, завершала Домашнюю Перекличку: «Деда дома?» «Так точно, дома!!» И ещё, выходя на встречу внучки,  дедушка добавлял: «Старший лейтенант запаса, Дедушка Серёжа, на внучкину перекличку прибыл!»

            Особенно Ирочке нравилось, если на эту Домашнюю Перекличку мы все выходили в коридор, строились в шеренгу и по очереди отвечали ей на её вопросы. Хотя она уже и сама видела, что все дома и все ждали её возвращения из детского садика. Если же кого-то из нашей семьи в момент Домашней Переклички не оказывалось на месте, то следовало немедленно объяснить Ирише причину его отсутствия, место нахождения в данный момент и непременно обозначить возможное время возвращения. Эта добрая игра под названием «На Перекличку становись!» продолжалась у нас в семье несколько лет.

            Вот как оказывается ребёнку надо, чтобы все всегда были дома. И вообще, чтобы все родственники просто были у него в наличии.

 Просто пожелание: Пусть у вас всегда все будут дома!
 
Просто мысль: Ребёнку нужна семья. Ребёнку нужен дом. Ребёнку просто необходимо пространство любви, где он мог бы постоянно находится.

Thursday, 27 February 2014

Игра учителя « Я – прекрасный воспитатель»


Просто вопрос: Учитель ученику – друг? или враг? или волк? или как?

Почти каждый учитель мнит себя прекрасным воспитателем. По крайней мере, редко кто из учителей может признаться: «Я мало, что смыслю в воспитании детей». Или так: «Да, по всей видимости, воспитатель я никудышный. Что-то ничего у меня с этим делом не ладится». Откуда в нас такая уверенность, что мы – прекрасные воспитатели, что умеем и можем воспитывать своих учеников? Лично я в этом почему-то сомневаюсь.
*Take us as you find us. Принимайте нас такими, какие мы есть (т.е. со всеми достоинствами и недостатками). (Английская поговорка).
А мы можем воспринимать свих учеников такими, какие они есть, не ломая личность ребёнка?

Монолог «прекрасного воспитателя» или воспитательная сила оценки.
Уж я-то знаю толк в воспитании детей. В каждом моём действии содержится глубокий воспитательный смысл, часто не понятный плохим воспитателям, моим коллегам, например, и этим бестолочам – ученикам. Я ничего не делаю просто так. А, вернее, всё, что я делаю, оказывает большое воспитательное воздействие на учащихся. Ученики - кто? Дети неразумные. (Варианты: бараны безмозглые, оболтусы невоспитанные, твари неблагодарные.) Не ведают, что творят. Вырастут, потом мне спасибо скажут за то, что я их так здорово (варианты: правильно, профессионально, мудро, строго) воспитывала. Да, что-то Ваня сегодня отвечает на «отлично». Но, ведь «пятёрку» я ему поставить не могу из воспитательных соображений. Слишком легко ему «пятёрка» достанется, потом трудиться не будет. А так, поставлю «четвёрку» – будет к чему стремиться, ещё больше стараться начнёт. Так, к чему же придраться? … Да, как трудно всё-таки воспитывать детей! Поставлю всё-таки «четыре», хотя, конечно, ему бы и «тройки» хватило. Ведь каждая оценка должна иметь глубокий воспитательный смысл. Ладно, ставлю «четыре». Ну вот, он ещё что-то возмущается. Что ж, надо эмоционально ему показать, что он не прав. Да и ногой притопнуть. Вот так, для строгости. Ох, как эффектно получилось! Так, а дальше что? А дальше надо, пожалуй, голос повысить, это – для напора и убедительности. Ну вот, что-то Ваня сразу сник, оторопел, замкнулся. Понял, наверное, что «пятёрку» он ещё не заслужил, хотя и отвечал сегодня отлично. Да, что значит великая сила воспитательного процесса! Какой я всё-таки хороший (варианты: прекрасный, мудрый, профессиональный) воспитатель!

 Монолог воспитуемого Вани.
Ну вот, опять Марь Иванна воспитывать будет. Ничего ведь просто так, по-человечески, не делает. Всё воспитывает нас и воспитывает, как заведённая. Не догадывается, бедняга, что нам всё это её воспитание – как мёртвому припарки (варианты: до лампочки, как об стенку горох). А…ладно! Что на неё обижаться. Если уж разобраться, кто они – училки? Замученные тяжёлой неволей люди. Ну вот, «четвёрку» поставила. Чего не понравилось? Отлично ведь отвечал. Весь вечер вчера угробил на эти её суффиксы. Так нет, нашла же к чему придраться. А, ладно! Пусть уж «четыре» ставит. Наверное, привыкла, что я - троечник.     Спросить что ли, за что «четыре»? Ну вот, что-то ногами затопала, рассердилась, что я вопросы задаю. Да, и я тоже – дурак! Не надо ей никогда больше никаких вопросов задавать. Не терпит она вопросов наших. Да, жалко училок. Нервные они все, а лечиться – денег нет. Ну вот, визжит что-то! Мне что ли доказывает? Да, медицина теперь дорогая. Ладно уж, спорить не буду, а то она вон красными пятнами вся пошла. Пусть «четвёрку» ставит. Мне-то всё равно, а ей спокойней. Пусть думает, что воспитывает меня. Ведь, в конечном итоге, училки – как дети малые, не ведают, что творят. Но ничего, вырастим, уйдём из школы, они потом жалеть будут и плакать о нас на выпускном вечере. Ну, всё-всё. Молчу-молчу. А то вон как Марь Иванна разошлась-то. Хотя, собственно говоря, пусть покричит. Ей ведь тоже отрицательную энергию сбросить куда-то надо, а то инфаркт может быть, или ещё что такое. А учить больше, вообще, никогда не буду. Дурак, футбол вчера пропустил. «Трояк» так и так поставит, а выше – никогда. Недолюбливает она меня что-то.
*Вот так мы иногда воспитываем воспитание! Вы – нет? Так это же замечательно! Тогда мы – учителя не так уж и безнадёжны!

Saturday, 1 February 2014

Послесловие № 2 к таблице «101 СПОСОБ ХВАЛИТЬ РЕБЁНКА»



Таблицу "101 способ хвалить ребёнка" см. в посте "Похвала Особого Назначения".
 
Какое общение в режиме «учитель - ученик» принято в нашей школе? Задумаемся об этом, коллеги. Вот некоторые примеры этого общения:

* Объявляем публично оценки за любые виды работа всем ученикам класса по списку: Абрамов – «два»; Борисов – «четыре»; Григорьев – «три» и т.п.
* После пофамильного оглашения списка оценок мы начинаем анализировать и комментировать полученные классом результаты. Мы отмечаем, кто лучше всех справился с работой. Мы не просто объявляем худшие результаты, мы начинаем при всём классе ругать и стыдить ребят, получивших плохие оценки.
*  Мы вывешиваем в классе или в коридоре списки учеников с выставленными возле каждой фамилии оценками. И даже если не обрушиваемся со своими комментариями на учеников с самыми слабыми результатами, то всё равно всем подошедшим к вывешенным нами спискам очевидно, кто справился с работой хуже всех.
* Мы на родительских собраниях анализируем успеваемость всех учеников класса, оглашая прилюдно, кто как учится. Мы перед всеми родителями даём свои комментарии и, чаще всего, совсем нелестные об успеваемости, или прилежании, или поведении их детей.
* А как мы проводим опрос по иностранному языку? Представьте себе ситуацию: три строгих неулыбчивых дамы сразу же открывают свои блокноты, как только вы начинаете говорить на английском языке, и скрупулёзно фиксируют все ваши промахи и ошибки. Они всё строчат и строчат что-то в своих блокнотах, лишь изредка поднимая на вас глаза, а вы говорите на английском языке. А потом экзаменаторы разбирают с экзаменуемым прилюдно каждую допущенную ошибку с последующим объявлением полученных всеми оценок и анализом, кто на опросе отвечал лучше, а кто хуже, сопровождаемым собственными комментариями.
* Вместо того, чтобы сравнивать успехи ученика с ним самим (например, в прошлом году говорил 10 предложений по-английски, а в этом – уже 15), мы открыто делаем некорректные сравнения школьников друг с другом: Иванова с Петровым, а Петрова с Сидоровым и т.д. Но ведь все люди разные, а дети – тем более. И столько разных нюансов, обстоятельств и факторов влияют на успеваемость школьников!