Saturday, 23 August 2014

Родительские задачи и задачки: продолжаем размышлять


Играя так несколько лет в игру под названием «Родительские задачки и задачи», я обратила внимание на то, какие именно задачи и задачки ставят родители учеников любого возраста перед собой. Первое, что бросилось мне в глаза, это то, что, в основном, все поставленные родителями задачи были сугубо материальными. Приведу цитаты из родительских листочков:

·        «Оплатить сыну двух репетиторов».

·        «Купить дочери новый компьютер (сотовый телефон, видеокамеру и т.п.)».

·        «Переоборудовать детскую: сделать в комнате ремонт, обновить мебель, поставить пластиковое окно, освежить интерьер».

·        «Купить новое издание детской энциклопедии».

·        «Свозить сына в Европу».

·        «Оказать спонсорскую помощь школе». И т.д. и т.п.

Во-вторых, некоторые якобы родительские задачи и задачки таковыми вовсе не являлись. Они звучали скорее как предъявление требований и претензий к ребёнку, другим людям и миру вокруг. Например:

·        «За этот год сыну необходимо освоить английский язык». (Ничего себе, родительская задача! Так это и не задача родителей вовсе, а жёсткое требование к собственному ребёнку и учителю, с ним работающему).

·        «Первое, или, по крайней мере, призовое место Кати в городской и областной олимпиадах по английскому языку (или другим предметам)». (Как вам нравится фраза «по крайней мере, призовое»?! Мне лично она совсем не нравится!!!)

·        «Держать под контролем все школьные дела сына». (Ух, какой строгий контролёр!)

·        «Не реже, чем раз в месяц обходить всех учителей дочери, узнавая о её успехах в школе». (Т.е. строго спрашивать со всех учителей дочери, как они её и чему учат и придирчиво проверять, делают ли они это достаточно хорошо). И т.д. и т.п.

Самой лучшей родительской «задачкой», которая повторяется в ответах разных родителей, я бы назвала следующую: «Проводить с сыном (дочерью) больше времени». Это, пожалуй, родительская «лебединая песня». Уж не знаю, допели ли они её до конца. А, может быть, незаметно для себя, превратили эту замечательную «лебединую песню» в «песню вороны» с часто повторяющимися резкими и неприятными для человеческого слуха вороньими словами: «Кар-кар-кар!» Ну да это уж останется полностью на их родительской совести!

Удивило меня во всех этих родительских ответах другое. Никто их родителей (ну, или почти никто!) не ставит перед собой «задачки» и задачи своего родительского личностного роста и самосовершенствования нематериального характера. Например:

·        Научиться слушать ребёнка, не перебивая.

·        Стать более терпимым к молодёжной моде.

·        Качественно улучшить свой тон общения с сыном, убрав из речи назидательные интонации и повелительное наклонение.

·        Перестать доказывать дочери, что родители всегда правы.

·        Перестать выходить из каждого спора с ребёнком победителем.

·        Исключить крик и ругань из семейного общения.

·         Меньше читать ребёнку нотаций, а больше просто разговаривать по душам.

·        Не осуждать других людей и ничего не критиковать в присутствии ребёнка.

·        Говорить дочери (сыну) «Спасибо!» за что-нибудь каждый день.

·        Больше шутить и смеяться в семье.

·        Мне самому меньше смотреть телевизор и начать читать педагогическую литературу для родителей.  И т.д. и т.п.

 


http://practic.childpsy.ru/education/books.php?ID=22734

No comments:

Post a comment