Saturday, 20 June 2015

Фантазии на тему «Погода в классе», или сам себе метеоролог (#1)


Фантазия первая

Нам, учителям, надо помнить, что в классе – далеко не «всякая погода – благодать». А из погоды в классе складывается микроклимат – микроклимат нашего класса.       

Итак, микроклимат - это погода в классе, которая стоит долгий промежуток времени, и оказывает заметное влияние на детей с повышенной школочувствительностью. а таких - большинство. Учитель, как метеоролог, умеющий предвидеть погоду в классе. У него есть барометр - его сердце, которое подскажет и расскажет ему многое о погоде в классе.

А в классе растут и развиваются молодые, неокрепшие зелёные всходы. Для них

так важен тип погоды, погоды в классе! Тип погоды в классе зависит от людей, там находящихся. Давайте помнить об этом.
 
Мороз и холод
В классе может стоять мороз отчуждения и чувствоваться холод непонимания. Душевность отношений, взаимопонимание, взаимовыручка и просто человечность - все заморожено, все застыло. Давайте следить за тем, чтобы у нас в классе не возникла вечная мерзлота - мерзлота человеческих отношений, чувств и мыслей,

Sunday, 7 June 2015

Про погоду в доме, или сам себе метеоролог


В каждом родительском доме устанавливается та или иная погода. Создайте, а, вернее сказать, неустанно создавайте хорошую, ясную, спокойную погоду в своём доме. Вам нужна атмосфера доброжелательности и поддержки, а не атмосфера высокого давления или резких перепадов давления.

Закон родительского движения по жизни: Дети не несут ответственности за погоду в родительском доме. За это ответственны взрослые.

·        Это я вам говорю, как метеоролог метеорологу!

Просто вопрос: Какова температура в вашем доме, какова атмосфера вашего дома, его микроклимат и давление?

Подумайте об этом, сделав необходимые замеры, хотя бы мысленно.

Просто мысль: Дети создавать погоду в доме, а также активно влиять на уже созданную не могут. Такое под силу только взрослым.
В своём доме, в своей семье нужно строить, создавать и неукоснительно поддерживать такую атмосферу, такую погоду, которая развивает, культивирует и взращивает в детях всё самое лучшее. Создайте в своём доме все условия и возможности для счастливой, здоровой жизни и развития своего ребёнка. Погода вашего дома должна не только позволять детям жить в пространстве любви, тепле и максимально раскрываться, но и просто жить интересной насыщенной и безопасной жизнью при постоянном нормальном давлении и оптимальном температурном режиме.

Просто призыв: Уважаемые родители! Никогда не забывайте о том, что именно вы здесь и сейчас вершите судьбу своего ребёнка. Именно вы в каждый момент своего родительствования по буковке, по строчке, по абзацу выписываете его линию жизни. Именно вы строите по кирпичикам его будущее.

 
Рецепт хорошего родительского дома
В хорошем родительском доме всегда хорошая, ясная погода.
Хороший родительский дом – это
  • телохранитель
  • душехранитель
  • жизнехранитель
  • умохранитель
  • судьбохранитель
  • счастьехранитель
детей, проживающих в этом доме.
Просто мысль:  Самым сложным из всех видов строительства для нас является строительство семейного дома! Вашего дома!
Просто пожелание:  Успешного и созидательного вам строительства!

Saturday, 25 April 2015

Детский полёт мысли и взрослый разбор полётов


Игра по другим правилам (или игра без стандартных правил?).

            Мне вспоминается один эпизод из жизни школьной группы продлённого дня, где дети остаются после уроков, дожидаясь родителей. После обеда ребята – третьеклассники вышли погулять на школьный двор. И я из окна своего кабинета наблюдала следующую картину, показавшуюся мне чрезвычайно показательной. Учительница дала детям мелки. Они тут же расчертили на асфальте классики и стали в них играть. Я думаю, вам хорошо знакома игра в классики. Дети прыгали по расчерченным квадратам какое-то время, но вскоре им это стало надоедать. И вот одна девочка стала прыгать в классики как-то по-другому. Она прыгала не в каждую расчерченную на асфальте клетку, а через клетку и даже через несколько клеток, при этом что-то объясняя подружкам. Мне не слышны были объяснения девочки, но я заметила, что дети оживились и тоже стали прыгать в классики как-то не так. Один мальчик даже упал, стараясь перепрыгнуть лишний меловой квадрат. Тут к детям подошла учительница и стала им строго объяснять, как именно надо прыгать в классики и какие правила у этой игры. Дети сникли и перестали играть в классики совсем. Они просто слонялись по школьному двору со скучающими лицами. Тут и я занялась своими делами и перестала смотреть в окно.

            Позже, встретив в учительской свою коллегу, которую я видела из окна кабинета, я спросила, что это за необычное прыганье в классики они сегодня затеяли на школьном дворе. Коллега тут же поведала мне всё: «Да и не говорите! За этими детьми только глаз да глаз нужен. Представляете, они стали вдруг прыгать в классики не по правилам. Серёжа Васильев даже упал. Я тут же подошла узнать, что же такое происходит. Оказывается, Маша Петрова придумала новые правила игры. По её правилам можно перескакивать через клетку, не запрыгивая в каждую клетку. Вот ещё выдумала! И зачем это?! Маша мне объяснила, что она недавно по телевизору видела документальный фильм про одного талантливого мальчика, который, учась в обычной школе, настолько хорошо успевал, что стал перешагивать некоторые классы, проходя программу за летние каникулы. К примеру, из первого класса он перешёл сразу в третий, из третьего – в пятый и т.д.» Как оказалось, под впечатлением этого фильма девочка предложила перепрыгивать расчерченные клетки на асфальте, как классы. Ведь интересно же, кто как далеко может прыгнуть. Но, увы!, взрослый человек остановил детей в их творческом подходе к давно известной игре. Ведь мы, взрослые, точно знаем, что детям всё следует делать так, как положено.

            Мы, взрослые, часто останавливаем детей в их творчестве, зарубая на корню детское воображение и фантазию. Очень жаль!

 
Пересказ близко к тексту, но далеко от творчества.

            В другой раз я случайно попала на урок чтения в начальной школе. Учительница с ребятами разбирали какой-то рассказ. Школьники отвечали на вопросы, что-то обсуждали. Дело дошло до устного пересказа текста, что и было домашним заданием ребят. Один мальчик поднял руку, учительница его спросила, и он начал пересказывать рассказ. Затем учительница его остановила: «Что это ты такое выдумываешь?! Такого в тексте нет!» - сказала учительница строгим голосом. «А я свой конец этой истории придумал, так интереснее», - ответил мальчик. Учительница на мгновение замерла, а потом как-то даже растерянно сказала: «Это ещё зачем?! На дом было задано пересказ рассказа близко к тексту. Близко к тексту! Понятно?!» Мальчик сник и сел на своё место.

            Ну, почему мы, уважаемые взрослые, так часто от детей требуем пересказ близко к тексту и почти никогда не задаём пересказа далеко от текста?! Мы забиваем, уничтожаем детскую креативность, сами того не замечая.

            Просто пожелание: Пусть ваши дети сочиняют сказки, перепрыгивают через клетки классиков, играя не по правилам, и пересказывают рассказы далеко от текста. И пусть вы их на это вдохновляете!

 

Saturday, 7 February 2015

«Вам, учителям, за это деньги платят – вот вы и воспитывайте!» Размышление третье


Школе одной с делом воспитания детей не справиться. Воспитывает правда и справедливость, окружающая или не окружающая детей. С.Л. Соловейчик («Педагогика для всех») к термину «природосообразное воспитание»  добавляет ещё одно понятие – «правдосообразное воспитание» - т.е. «воспитание, построенное на стремлении к правде, на вере в правду, на правде». Воспитание ребёнка идёт правдой и справедливостью жизни, жизни вокруг. Или неправдой и несправедливостью. Хотим воспитать ребёнка – надо, чтобы вокруг царила правда и справедливость в отношениях между людьми, чтобы взрослые вокруг поступали честно и справедливо. Это и будет воспитывать, а не высокие слова о правде и справедливости, пусть даже искренно сказанные хорошим учителем. Слова как раз не нужны. Какие мы, мы все вокруг, какое наше общество – такие наши дети. «Дети – жестокие наши разоблачители. Они беспощадно и неподкупно свидетельствуют миру о том, кто мы с вами есть на самом деле». (С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»)

*  Афоризм нашего времени: Неча на школу пенять, коль система крива!

  • Просто цитата: « Раньше, чем вы начнёте воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение». А.С. Макаренко

 

Для воспитания просто необходимы пространство любви и доброты, правды и справедливости, труд и сотрудничество, творчество и сотворчество, а также постоянное общение с детьми всех взрослых. Невозможно воспитать детей классными часами два раза в неделю (месяц) по 45 минут. Микстуру так принимать можно, воспитать человека - нет. Воспитывает ребёнка весь мир взрослых вокруг него (вольно или невольно), всё взрослое сообщество – своими нравами и традициями, своим трудом, своим духом, своим отношением к маленьким членам этого общества и к жизни в целом.


Скажу крамолу: Воспитывают не учителя, а весь мир взрослых вокруг.


 А если этот мир вокруг не воспитывает, а антивоспитывает, то на учителей очень удобно свалить вину за это, упорно продолжая игру «Вам, учителям, за это деньги платят, вот вы и воспитывайте».

Просто мысль: При общении любого взрослого с любым ребёнком добра, любви и справедливости на Земле должно увеличиваться.


Это и будет воспитание. Это и будет учение маленькой личности. Если же при нашем общении с ребёнком на земле увеличивается количество зла, ненависти и несправедливости, то это уже - не учение, а мучение. Это – не воспитание, а разрушение маленькой личности. Чем заниматься нам с детьми учением или мучением, воспитанием или разрушением личности – выбирать нам, взрослым.

Конечно, школа должна воспитывать детей. Но вместе со школой этим должны заниматься всё общество вокруг, все взрослые. Хотя, осознавая то или нет, они этим в любом случае занимаются.

Просто цитата: «Человек воспитывается целым обществом. Все события в обществе, его работа, движение вперёд, его быт, успехи и неудачи – всё это настолько могучие и настолько сложные воспитательные факторы, что адекватно показать их работу можно только в большом специальном исследовании, которое может быть убедительным, только опираясь на большое количество удостоверенных наблюдений». (А.С. Макаренко «О воспитании»).


По книге А. С. Бикеевой Неленивые родители: Как дети становятся воспитанными.


 

Tuesday, 27 January 2015

«Вам, учителям, за это деньги платят – вот вы и воспитывайте!» Размышление второе


У писателя Виктора Астафьева есть термин «неспешное общение». Так вот воспитание, как мне кажется, ещё происходит через неспешное (!) заинтересованное общение взрослого с ребёнком. Через искренние задушевные беседы обо всём на свете, но без нотаций, указаний, назиданий и приказов.

* Подсчитайте, сколько с вашим ребёнком общаются учителя вне урока и не по своему предмету? Беседуют, разговаривают, признаются в чём-то и не спешат при этом?

 Причём вести подобные разговоры нельзя ни в коем случае, во-первых, с толпой, во-вторых, второпях и на бегу. Кто так доверительно и систематически в школе общается с вашим ребёнком? Радостно, если многие и много. Для ребёнка не бывает слишком много неспешного общения. Но может ли современная школа предложить ребёнку именно такой тип общения? Школьная жизнь – это почти всегда водоворот событий и дел, молниеносно сменяющих друг друга. Это – своеобразный калейдоскоп, никогда не останавливающийся. Мы торопимся, суетимся, бежим и больше всего боимся не успеть. Тут уж не до бесед и просто неторопливого общения. Итак, это тоже остаётся на родителях. В цивилизованных странах за то, чтобы с тобой неспешно и доброжелательно разговаривали, люди платят психоаналитикам огромные деньги. У нас в школе почти ничего никому не платят, поэтому никто ни с кем и не разговаривает, что называется, «по душам». Учителя разговаривают с учащимися, в основном, по учебным предметам, ведь у каждого из нас (к большому сожалению!) свой предмет, свой план, свои задачи. Некогда нам тут с ними (с детьми нашими) церемониться, пустые разговоры разговаривать. Мы привыкли общаться для получения или передачи информации. А общаться для общения?! Ну, это уж непозволительная роскошь, а, может быть, и вовсе глупость несусветная! У нас даже не всегда хватает терпения выслушать до конца высказывание ребёнка. И мы, взрослые, считаем вправе, перебить его нетерпеливым тоном: «Ну ладно, хватит, достаточно, всё понятно!» Итак, нам всегда всё понятно, что ещё выслушивать «бредни этих несносных детей». И почти всегда в нашем общении с учениками, часто вынужденным и формальным, вымученным и совсем не желанном, царит напряжённость, наша доминантность и дистанцированность. А что можно воспитать при таком общении? Только что разве научить ребёнка хитрить, приспосабливаться к нам, взрослым, играя роли Паиньки, Золушки, Послушника и проч.



Чтобы воспитывать, мы, учителя, должны устанавливать со своими учениками прочные незримые связующие нити общения. Нам следовало бы общаться и общаться с нашими учениками. Общаться просто и искренно, как общаются обыкновенные честные порядочные люди. И, возможно, в процессе такого общения мы смогли бы увидеть всю палитру чувств, эмоций, мыслей, настроений наших учеников. Может быть, мы бы почувствовали тона и полутона, цвета и оттенки их жизневосприятия, их душевных переживаний. И, возможно, наши дети пустили бы нас в свой внутренний мир. И, может быть, процесс воспитания и состоялся. Только нам, учителям, ни в коем случае нельзя торопиться. Нельзя воспитывать личность на бегу, на лету, между делом. Надо внимательно смотреть в глаза ребёнка и просто общаться с ним. И ещё выслушивать и выслушивать наших учеников с бесконечным терпением и искренней заинтересованностью. И пусть такое неспешное общение продолжается с ребёнком дома.

Просто мысль: Учительское общение с ребёнком входит в него через глаза и уши, а выходит мыслями и поступками. Поэтому, чтобы ребёнок учился мыслить хорошими мыслями и поступать правильными поступками ему так необходимо общение с нами.

 
Мне кажется, нам, взрослым, надо учиться и учиться общению с детьми. И тогда, может быть, у нас получится воспитание общением, общением качественным и неспешным. А мы почему-то думаем, что можно воспитывать окриком, унижением, указанием, подавлением и даже оскорблением личности растущего человека.

Просто цитата: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».

 Антуан де Сент Экзюпери

Желаю вам, коллеги, купаться в настоящей роскоши – роскоши человеческого общения!

 

Friday, 9 January 2015

«Вам, учителям, за это деньги платят – вот вы и воспитывайте!» Размышление первое


Должна ли школа воспитывать детей? Я считаю, что должна. Но не одна, а вместе с родителями и ГЛАВНОЕ – всем обществом, в котором эта школа находится.

Воспитывает ли современная школа детей? Я считаю, что нет. (Об антивоспитании мы здесь не будем!) Причины этого можно  выяснять и анализировать. А пока хочу обратиться к родителям:

Уважаемые родители! Пора понять и принять, что в наше время школа детей не воспитывает. Уж так получилось, что эта функция отмирает или отброшена. И детей своих воспитываете или не воспитываете только вы. Только вы сами! А школа, надо честно признаться, с этим делом на сегодняшний момент не справляется. То ли не может, то ли не хочет, а, может быть, обществу этого и не надо. Но воспитанием детей на сегодняшний день занимается семья (или улица, или телевидение, или ещё кто-то, или никто). Но школа точно этим не занимается. А жаль!

Просто цитата: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами. Но и это не всё: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него». (А.С. Макаренко «О воспитании»)
 

Чтобы воспитание состоялось, нужна постоянная активность самой личности, которую мы воспитываем. А дети в современной школе в основном пассивны, пассивны в смысле труда собственной души, да, кстати сказать, и обыкновенный физический труд в современной школе теперь почти не присутствует. Даже классные комнаты стали убирать технички, нанятые на родительские деньги.

Просто цитата: «Воспитание – это сотрудничество с детьми, ответственность за которое несут взрослые». (С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»).

А на уроках мы требуем с детей послушной пассивности. К примеру, мы категорически запрещаем детям на уроках разговаривать. Мало того, что дети должны сидеть ежедневно 6 уроков неподвижно, они должны ещё и молчать. Разговоры учащихся на уроке – это первое, против чего мы, учителя, начинаем (и никогда не заканчиваем) бороться.

В каждом человеке заложен двигатель развития и совершенствования. Но, к сожалению, современная школа далеко не в каждом ребёнке этот двигатель включает. Всё логично, с чего детям развиваться и становиться воспитанными, если они в школе 10 лет пассивны? Что они изобретают, создают, созидают? Над чем постоянно напряжённо думают и трудятся?

* Ощущение ученика на уроке: Без меня - меня учили.


Просто цитата: «Основной жанр нашей «педагогической деятельности» - разговорный, основной «вид деятельности учащихся» - потребительство в чистом виде. Результат этой словесно-призывной педагогики – плачевный. Нет, только в сотрудничестве, общих с ребятами делах, единой с ними одухотворённой жизни можно достигнуть внутреннего преображения каждого их них и своего собственного. Нужно правильно, умно организовать повседневность, наполнить каждый день интересными и полезными мыслями и делами, маленькими победами и радостью».  (С.Л. Рябцева, учитель начальных классов)
 
 

 

Wednesday, 3 December 2014

Родная речь в родном доме и домашние уроки развития речи Часть третья


Правило семнадцатое. Не надо обобщений в речи.

  • «Ты всегда всё теряешь!» Не всегда и не всё! И не надо преувеличивать, а тем более упрекать, ведь ребёнок совсем не хотел потерять что-то.

Правило восемнадцатое. Персонализируйте своё речевое сообщение и лучше всего говорите о себе.

  • Вместо «Ты мне все нервы измотал!» лучше сказать: «Я так нервничаю!» Ведь на самом деле это не ваш ребёнок выступает в роли мотателя или мотальщика ваших нервов или чего-то там ещё. Это – ваша личная реакция на что-то или кого-то.
  • Вместо «Глаза б мои не смотрели, как ты моешь полы!» лучше сказать: «А я мою полы по-другому. И вот почему ...»

Правило девятнадцатое. Если вы чем-то недовольны, то выражайте своё недовольство отдельными поступками и действиями ребёнка, а не его личностью, не им самим в целом.

Это просто удивительно, как мы меняем свою речь, свой разговор в зависимости от того, с кем разговариваем. Например со своим начальником мы разговариваем так: «Извините, мне надо побыть одному некоторое время, чтобы сосредоточиться и всё это обдумать». А своему ребёнку мы скажем ту же мысль совсем по-другому: «Слушай, отстань! Я так устала. Ну, ни минуты покоя нет от этих детей! Все нервы измотали!»

Это просто поразительно, самым близким в нашей жизни людям достаются наши самые небрежные, а порой грубые и оскорбительные речевые сообщения. И особенно нашим детям!

  • Сообщайтесь красиво!
Психологи и специалисты по лингвистике считают, что любое речевое сообщение человека имеет два уровня: первый – вербальный. Ведь любое речевое сообщение строится из слов, несущих определённое значение. Второй уровень – невербальный. Это тот подтекст, который скрыт не в словах, а в нашем настрое, интонации, с которыми мы данное речевое сообщение произносим. Получается, что каждое наше речевое сообщение имеет текст и подтекст. Текст читается, он кроется в словах. Подтекст – чувствуется, ощущается слушателем. Он кроется в нашей интонации, мимике, общем настрое и отношении к собеседнику.

 А мы-то, наивные, полагаем, что говорим своему ребёнку просто слова! Нет, с произносимыми словами мы высказываем, выказываем, выражаем своё отношение к нему и ко всему.

  • Высказывайтесь красиво!

Так что не забывайте, уважаемые родители, произнося в адрес своих детей простые, казалось бы, слова и фразы, вы передаёте им не только вербальные сообщения, вы доносите до них, детей своих, нечто большее, чем просто слова: своё отношение к ним и другим окружающим вас людям, своё жизневосприятие, свой настрой или расстрой. Это уж у кого как получится.

            На каком языке будет говорить ваш ребёнок? На том, на котором разговаривают с ним взрослые. Если вокруг него звучит русская речь, ребёнок будет говорить по-русски, если английская, то по-английски. На каком именно языке будет разговаривать ребёнок по-русски, по-английски или как-то ещё? На хамском или вежливом языке? На языке образованного человека или неуча? Это будет зависеть от того, какие именно уроки развития речи преподают подрастающему человеку его родители дома.

* Преподавайте красиво!