Saturday, 25 April 2015

Детский полёт мысли и взрослый разбор полётов


Игра по другим правилам (или игра без стандартных правил?).

            Мне вспоминается один эпизод из жизни школьной группы продлённого дня, где дети остаются после уроков, дожидаясь родителей. После обеда ребята – третьеклассники вышли погулять на школьный двор. И я из окна своего кабинета наблюдала следующую картину, показавшуюся мне чрезвычайно показательной. Учительница дала детям мелки. Они тут же расчертили на асфальте классики и стали в них играть. Я думаю, вам хорошо знакома игра в классики. Дети прыгали по расчерченным квадратам какое-то время, но вскоре им это стало надоедать. И вот одна девочка стала прыгать в классики как-то по-другому. Она прыгала не в каждую расчерченную на асфальте клетку, а через клетку и даже через несколько клеток, при этом что-то объясняя подружкам. Мне не слышны были объяснения девочки, но я заметила, что дети оживились и тоже стали прыгать в классики как-то не так. Один мальчик даже упал, стараясь перепрыгнуть лишний меловой квадрат. Тут к детям подошла учительница и стала им строго объяснять, как именно надо прыгать в классики и какие правила у этой игры. Дети сникли и перестали играть в классики совсем. Они просто слонялись по школьному двору со скучающими лицами. Тут и я занялась своими делами и перестала смотреть в окно.

            Позже, встретив в учительской свою коллегу, которую я видела из окна кабинета, я спросила, что это за необычное прыганье в классики они сегодня затеяли на школьном дворе. Коллега тут же поведала мне всё: «Да и не говорите! За этими детьми только глаз да глаз нужен. Представляете, они стали вдруг прыгать в классики не по правилам. Серёжа Васильев даже упал. Я тут же подошла узнать, что же такое происходит. Оказывается, Маша Петрова придумала новые правила игры. По её правилам можно перескакивать через клетку, не запрыгивая в каждую клетку. Вот ещё выдумала! И зачем это?! Маша мне объяснила, что она недавно по телевизору видела документальный фильм про одного талантливого мальчика, который, учась в обычной школе, настолько хорошо успевал, что стал перешагивать некоторые классы, проходя программу за летние каникулы. К примеру, из первого класса он перешёл сразу в третий, из третьего – в пятый и т.д.» Как оказалось, под впечатлением этого фильма девочка предложила перепрыгивать расчерченные клетки на асфальте, как классы. Ведь интересно же, кто как далеко может прыгнуть. Но, увы!, взрослый человек остановил детей в их творческом подходе к давно известной игре. Ведь мы, взрослые, точно знаем, что детям всё следует делать так, как положено.

            Мы, взрослые, часто останавливаем детей в их творчестве, зарубая на корню детское воображение и фантазию. Очень жаль!

 
Пересказ близко к тексту, но далеко от творчества.

            В другой раз я случайно попала на урок чтения в начальной школе. Учительница с ребятами разбирали какой-то рассказ. Школьники отвечали на вопросы, что-то обсуждали. Дело дошло до устного пересказа текста, что и было домашним заданием ребят. Один мальчик поднял руку, учительница его спросила, и он начал пересказывать рассказ. Затем учительница его остановила: «Что это ты такое выдумываешь?! Такого в тексте нет!» - сказала учительница строгим голосом. «А я свой конец этой истории придумал, так интереснее», - ответил мальчик. Учительница на мгновение замерла, а потом как-то даже растерянно сказала: «Это ещё зачем?! На дом было задано пересказ рассказа близко к тексту. Близко к тексту! Понятно?!» Мальчик сник и сел на своё место.

            Ну, почему мы, уважаемые взрослые, так часто от детей требуем пересказ близко к тексту и почти никогда не задаём пересказа далеко от текста?! Мы забиваем, уничтожаем детскую креативность, сами того не замечая.

            Просто пожелание: Пусть ваши дети сочиняют сказки, перепрыгивают через клетки классиков, играя не по правилам, и пересказывают рассказы далеко от текста. И пусть вы их на это вдохновляете!

 

No comments:

Post a comment