Saturday 7 September 2013

Вступление к серии статей «Игры российских учителей, или испытание ребёнка школой»


Размышления в сентябрьские дни
Вообще-то, всё это не должна была писать учительница. Но, проработав в школе много лет и продолжая трудиться на педагогическом поприще, я вдруг увидела нас – учителей - со стороны. Увидела и задумалась. Но сразу хочу предупредить, что в своих размышлениях и рассуждениях я  не ставлю цели критиковать, убеждать, доказывать. Хочу просто поделиться своими мыслями, может быть, вызвать у кого-то желание остановиться в нашей повседневной жизни и задуматься.
А теперь вопрос. Что делает наша школа с детьми? Она их делает счастливыми и здоровыми? К сожалению, нет. А как же? Часто несчастными и почти всегда нездоровыми. Или так: иногда несчастными и чуть-чуть нездоровыми. Но, какая разница? Ведь очевидно, что здоровыми и счастливыми школа наших детей точно не делает.
Так что же это за игра, в которую играют все взрослые россияне? С цветочками и шариками нарядных и красивых детей взрослые с удовольствием ведут в первый класс, объясняя им, что это – самый счастливый день в жизни. Дальше эту игру подхватывают учителя. Они (то есть мы!) говорят детям, что поведут их в волшебную страну знаний. И все взрослые верят, что их дети будут учиться хорошо и, конечно, будут здоровы и счастливы. По крайней мере, очень на это надеяться.
*Вы тоже такую веру верили и такую же надежду надеялись?
Но дети, которые идут первый раз в первый класс, а также их родители и не подозревают, что с ними в школе будут играть в разные, к сожалению, не всегда честные игры. И далеко не всегда в школе дети будут счастливы и здоровы.
Итак, в какие игры мы, учителя, играем в школе?
Но сначала определимся, что мы подразумеваем под словом «игра». Эрик Берн в своей книге «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых» даёт следующее определение: «Игра – это последовательность взаимодействий между двумя или большим числом людей, цель которой, не совпадает с кажущейся (надувательство), которая аппелирует к слабостям обеих сторон (подвох), и которая завершается тем, что каждая сторона испытывает приятные или неприятные чувства (выигрыш)»  (Берн  Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых. Пер. с англ. А.И. Федорова). Именно это определение мы и возьмём за основу.

Одна из любимых игр учителей – «Мой предмет самый важный».

«Мой предмет – самый важный, и, чем больше я задаю заданий на дом, тем лучше будут знания моих учеников», - так на полном серьёзе думает каждый (ну или почти каждый) учитель. Во всяком случае, многие! И домашних заданий детям учителя задают соответственно.
Другая любимая игра взрослых – в «Можно - нельзя», или «Ученики должны».
Человек приходит в этот мир свободным. Человек подрастает, приходит в школу и сразу же становится должником. В школе учащиеся должны очень много и очень многим. Если регулярно посещать уроки и внимательно вслушиваться в слова учителя, то несколько раз за день можно услышать фразу, начинающуюся словами «Вы должны…». Причём, эти слова касаются не только заданного на дом задания. Что же должны нам наши ученики? Ох, много чего!
Потом идёт игра  «Я – Знайка, ты - Незнайка», ведь у нас взрослые знают всё, а дети – ничего. Затем игра  «Навешивание ярлыков на учащихся». Ну и т.д. и т.п.

Подробно эти и многие другие игры описаны в моей книге
«Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель».

No comments:

Post a Comment