Размышления в сентябрьские
дни
Вообще-то, всё это не
должна была писать учительница. Но, проработав в школе много лет и продолжая
трудиться на педагогическом поприще, я вдруг увидела нас – учителей - со
стороны. Увидела и задумалась. Но сразу хочу предупредить, что в своих
размышлениях и рассуждениях я не ставлю
цели критиковать, убеждать, доказывать. Хочу просто поделиться своими мыслями,
может быть, вызвать у кого-то желание остановиться в нашей повседневной жизни и
задуматься.
А теперь вопрос. Что делает
наша школа с детьми? Она их делает счастливыми и здоровыми? К сожалению, нет. А
как же? Часто несчастными и почти всегда нездоровыми. Или так: иногда
несчастными и чуть-чуть нездоровыми. Но, какая разница? Ведь очевидно, что
здоровыми и счастливыми школа наших детей точно не делает.
Так что же это за игра, в
которую играют все взрослые россияне? С цветочками и шариками нарядных и
красивых детей взрослые с удовольствием ведут в первый класс, объясняя им, что
это – самый счастливый день в жизни. Дальше эту игру подхватывают учителя. Они
(то есть мы!) говорят детям, что поведут их в волшебную страну знаний. И все
взрослые верят, что их дети будут учиться хорошо и, конечно, будут здоровы и
счастливы. По крайней мере, очень на это надеяться.
*Вы тоже такую веру верили и
такую же надежду надеялись?
Но дети, которые идут
первый раз в первый класс, а также их родители и не подозревают, что с ними в
школе будут играть в разные, к сожалению, не всегда честные игры. И далеко не
всегда в школе дети будут счастливы и здоровы.
Итак, в какие игры мы,
учителя, играем в школе?
Но сначала
определимся, что мы подразумеваем под словом «игра». Эрик Берн в своей книге
«Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых» даёт следующее
определение: «Игра – это последовательность взаимодействий между двумя или
большим числом людей, цель которой, не совпадает с кажущейся (надувательство),
которая аппелирует к слабостям обеих сторон (подвох), и которая завершается
тем, что каждая сторона испытывает приятные или неприятные чувства
(выигрыш)» (Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для
непосвящённых. Пер. с англ. А.И. Федорова). Именно это определение мы и возьмём
за основу.
Одна из любимых игр учителей – «Мой предмет самый важный».
«Мой предмет – самый важный, и, чем
больше я задаю заданий на дом, тем лучше будут знания моих учеников», - так на
полном серьёзе думает каждый (ну или почти каждый) учитель. Во всяком случае,
многие! И домашних заданий детям учителя задают соответственно.
Потом идёт игра «Я –
Знайка, ты - Незнайка», ведь у нас взрослые знают всё, а дети – ничего. Затем
игра «Навешивание ярлыков на учащихся».
Ну и т.д. и т.п.
Подробно эти и многие другие игры описаны в моей книге
«Настольная книга школьного
учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель».
No comments:
Post a Comment