Thursday 19 September 2013

Как мы учим – мучим с детьми уроки


Каждый учитель считает свой предмет самым важным и главным во всей школьной программе и заданий задаёт соответственно. Учитель рассуждает приблизительно так: «Другие могут задать и поменьше, а ведь мой предмет – самый важный».
Уважаемые взрослые, вы никогда не задавали себе вопрос, почему в нашей российской школе такие объёмные, нескончаемо-огромные домашние задания у детей? Отсидев в школе 5-6 уроков, ребята, вернувшись домой, могут ещё столько же времени затратить на выполнение домашних заданий. В такой ситуации родители, естественно, бросаются ребёнку помогать. Ни в одной даже из самых высокоразвитых стран мира не принято сидеть с ребёнком после школы и учить уроки. У нас это – национальная традиция. По крайней мере, этим занимается большинство взрослых, а уж с 1 по 3 классы обязательно.
Итак, одни взрослые люди задают детям огромное количество домашних заданий, другие взрослые – сидят с детьми и выполняют эти задания совместными усилиями. При этом все взрослые утверждают, что самое важное для них – счастье и здоровье ребёнка. Вероятно, взрослые полагают, что количество школьных предметов и объёмность домашних заданий напрямую увеличивают количество счастья, получаемого нашими детьми в их детстве и качество их здоровья.
Получается какая-то странная игра. Попробуйте поговорить с иностранцами и объяснить им, что значит «учить с ребёнком уроки». Вас мало кто поймёт. Они этим просто не занимаются. А наши российские бабушки и мамы (папы и дедушки часто отлынивают), а также старшие сёстры и братья делают это почти ежедневно. Если по каким-либо причинам они этого делать сами не могут, тогда нанимают репетиторов.  Институт  репетиторства прочно обосновался в российской системе образования и функционирует стабильно и эффективно.
Помню, когда дочь училась в начальных классах гимназии, я, папа и бабушка распределили учебные предметы между собой и занимались с нашей ученицей все втроём – по очереди.
Известно, что каждые пять лет (сейчас поговаривают, что каждые 2-3 года) количество информации удваивается. А мы, взрослые, всё это сбрасываем на детей. Ведь урок у нас остался прежним – 40-45 минут. Мы пытаемся восполнить недостаток времени и увеличение информации, объёмностью домашних заданий, создавая детям непомерные сложности.
Возникает вопрос: для чего всю информацию заучивать наизусть, а потом воспроизводить?
А, может быть, разумнее учить детей работать с информацией? Зачем заучивать наизусть то, что можно легко найти в энциклопедии, если, конечно, уметь ей пользоваться.
Размышление школьника: Учить или не учить – вот в чём вопрос.
Уверенность учителя: Конечно же, учить! Что за вопрос?!
Вот так с младшим школьником уроки учит почти вся семья. Причём, рабочий день ученика не нормирован. Впрочем, родительский день любящих и ответственных взрослых не нормирован тоже.

Таким образом, после учебного дня в школе у наших детей – ещё один рабочий день дома по подготовке к следующему учебному дню. Вполне естественно, что многие школьники перестают добросовестно выполнять домашнее задание. Наверное, это – своеобразная защита детей от нашей системы образования. Возможно ли выполнять добросовестно все задания ежедневно, имея лишь один выходной – воскресенье? А задания на дом задают, кстати, и на выходные, и на праздничные дни, и даже на каникулы.
Просто совет: Терпи, ученик, студентом будешь!

No comments:

Post a Comment