Школе одной с делом воспитания
детей не справиться. Воспитывает правда и справедливость, окружающая или
не окружающая детей. С.Л. Соловейчик («Педагогика для всех») к термину
«природосообразное воспитание»
добавляет ещё одно понятие – «правдосообразное воспитание» - т.е.
«воспитание, построенное на стремлении к правде, на вере в правду, на правде».
Воспитание ребёнка идёт правдой и справедливостью жизни, жизни вокруг. Или
неправдой и несправедливостью. Хотим воспитать ребёнка – надо, чтобы вокруг
царила правда и справедливость в отношениях между людьми, чтобы взрослые вокруг
поступали честно и справедливо. Это и будет воспитывать, а не высокие слова о
правде и справедливости, пусть даже искренно сказанные хорошим учителем. Слова
как раз не нужны. Какие мы, мы все вокруг, какое наше общество – такие наши дети.
«Дети – жестокие наши разоблачители. Они беспощадно и неподкупно
свидетельствуют миру о том, кто мы с вами есть на самом деле». (С.Л. Соловейчик
«Педагогика для всех»)
* Афоризм нашего времени: Неча на школу
пенять, коль система крива!
- Просто цитата: « Раньше, чем вы начнёте
воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение». А.С.
Макаренко
Для воспитания
просто необходимы пространство любви и доброты, правды и справедливости, труд и
сотрудничество, творчество и сотворчество, а также постоянное общение с детьми всех
взрослых. Невозможно воспитать детей классными часами два раза в неделю (месяц)
по 45 минут. Микстуру так принимать можно, воспитать человека - нет.
Воспитывает ребёнка весь мир взрослых вокруг него (вольно или невольно),
всё взрослое сообщество – своими нравами и традициями, своим трудом, своим
духом, своим отношением к маленьким членам этого общества и к жизни в целом.
Скажу крамолу: Воспитывают не учителя, а весь
мир взрослых вокруг.
А если этот мир вокруг не воспитывает, а
антивоспитывает, то на учителей очень удобно свалить вину за это, упорно
продолжая игру «Вам, учителям, за это деньги платят, вот вы и воспитывайте».
Просто мысль: При общении любого
взрослого с любым ребёнком добра, любви и справедливости на Земле должно
увеличиваться.
Это и будет
воспитание. Это и будет учение маленькой личности. Если же при нашем общении с
ребёнком на земле увеличивается количество зла, ненависти и несправедливости,
то это уже - не учение, а мучение. Это – не воспитание, а разрушение маленькой
личности. Чем заниматься нам с детьми учением или мучением, воспитанием или
разрушением личности – выбирать нам, взрослым.
Конечно, школа
должна воспитывать детей. Но вместе со школой этим должны заниматься всё
общество вокруг, все взрослые. Хотя, осознавая то или нет, они этим в любом
случае занимаются.
Просто
цитата: «Человек воспитывается целым обществом. Все события в
обществе, его работа, движение вперёд, его быт, успехи и неудачи – всё это
настолько могучие и настолько сложные воспитательные факторы, что адекватно
показать их работу можно только в большом специальном исследовании, которое
может быть убедительным, только опираясь на большое количество удостоверенных
наблюдений». (А.С. Макаренко «О воспитании»).
No comments:
Post a Comment