Игра по другим правилам (или
игра без стандартных правил?).
Мне
вспоминается один эпизод из жизни школьной группы продлённого дня, где дети
остаются после уроков, дожидаясь родителей. После обеда ребята – третьеклассники
вышли погулять на школьный двор. И я из окна своего кабинета наблюдала
следующую картину, показавшуюся мне чрезвычайно показательной. Учительница дала
детям мелки. Они тут же расчертили на асфальте классики и стали в них играть. Я
думаю, вам хорошо знакома игра в классики. Дети прыгали по расчерченным
квадратам какое-то время, но вскоре им это стало надоедать. И вот одна девочка
стала прыгать в классики как-то по-другому. Она прыгала не в каждую
расчерченную на асфальте клетку, а через клетку и даже через несколько клеток,
при этом что-то объясняя подружкам. Мне не слышны были объяснения девочки, но я
заметила, что дети оживились и тоже стали прыгать в классики как-то не так.
Один мальчик даже упал, стараясь перепрыгнуть лишний меловой квадрат. Тут к
детям подошла учительница и стала им строго объяснять, как именно надо прыгать
в классики и какие правила у этой игры. Дети сникли и перестали играть в
классики совсем. Они просто слонялись по школьному двору со скучающими лицами.
Тут и я занялась своими делами и перестала смотреть в окно.
Позже,
встретив в учительской свою коллегу, которую я видела из окна кабинета, я
спросила, что это за необычное прыганье в классики они сегодня затеяли на
школьном дворе. Коллега тут же поведала мне всё: «Да и не говорите! За этими
детьми только глаз да глаз нужен. Представляете, они стали вдруг прыгать в
классики не по правилам. Серёжа Васильев даже упал. Я тут же подошла узнать,
что же такое происходит. Оказывается, Маша Петрова придумала новые правила
игры. По её правилам можно перескакивать через клетку, не запрыгивая в каждую
клетку. Вот ещё выдумала! И зачем это?! Маша мне объяснила, что она недавно по
телевизору видела документальный фильм про одного талантливого мальчика,
который, учась в обычной школе, настолько хорошо успевал, что стал перешагивать
некоторые классы, проходя программу за летние каникулы. К примеру, из первого
класса он перешёл сразу в третий, из третьего – в пятый и т.д.» Как оказалось,
под впечатлением этого фильма девочка предложила перепрыгивать расчерченные
клетки на асфальте, как классы. Ведь интересно же, кто как далеко может
прыгнуть. Но, увы!, взрослый человек остановил детей в их творческом подходе к
давно известной игре. Ведь мы, взрослые, точно знаем, что детям всё следует
делать так, как положено.
Мы,
взрослые, часто останавливаем детей в их творчестве, зарубая на корню детское
воображение и фантазию. Очень жаль!
Пересказ близко к тексту, но
далеко от творчества.
В
другой раз я случайно попала на урок чтения в начальной школе. Учительница с
ребятами разбирали какой-то рассказ. Школьники отвечали на вопросы, что-то
обсуждали. Дело дошло до устного пересказа текста, что и было домашним заданием
ребят. Один мальчик поднял руку, учительница его спросила, и он начал
пересказывать рассказ. Затем учительница его остановила: «Что это ты такое
выдумываешь?! Такого в тексте нет!» - сказала учительница строгим голосом. «А я
свой конец этой истории придумал, так интереснее», - ответил мальчик.
Учительница на мгновение замерла, а потом как-то даже растерянно сказала: «Это
ещё зачем?! На дом было задано пересказ рассказа близко к тексту. Близко к
тексту! Понятно?!» Мальчик сник и сел на своё место.
Ну,
почему мы, уважаемые взрослые, так часто от детей требуем пересказ близко к
тексту и почти никогда не задаём пересказа далеко от текста?! Мы забиваем,
уничтожаем детскую креативность, сами того не замечая.
Просто
пожелание: Пусть ваши дети
сочиняют сказки, перепрыгивают через клетки классиков, играя не по правилам, и
пересказывают рассказы далеко от текста. И пусть вы их на это вдохновляете!
No comments:
Post a Comment