У писателя Виктора Астафьева есть термин «неспешное общение». Так вот
воспитание, как мне кажется, ещё происходит через неспешное (!)
заинтересованное общение взрослого с ребёнком. Через искренние задушевные
беседы обо всём на свете, но без нотаций, указаний, назиданий и приказов.
*
Подсчитайте, сколько с вашим ребёнком общаются учителя вне урока и не по своему
предмету? Беседуют, разговаривают, признаются в чём-то и не спешат при этом?
Причём вести подобные разговоры нельзя ни в коем случае,
во-первых, с толпой, во-вторых, второпях и на бегу. Кто так доверительно и
систематически в школе общается с вашим ребёнком? Радостно, если многие и
много. Для ребёнка не бывает слишком много неспешного общения. Но может ли
современная школа предложить ребёнку именно такой тип общения? Школьная жизнь –
это почти всегда водоворот событий и дел, молниеносно сменяющих друг друга. Это
– своеобразный калейдоскоп, никогда не останавливающийся. Мы торопимся,
суетимся, бежим и больше всего боимся не успеть. Тут уж не до бесед и просто
неторопливого общения. Итак, это тоже остаётся на родителях. В цивилизованных
странах за то, чтобы с тобой неспешно и доброжелательно разговаривали, люди
платят психоаналитикам огромные деньги. У нас в школе почти ничего никому не
платят, поэтому никто ни с кем и не разговаривает, что называется, «по душам».
Учителя разговаривают с учащимися, в основном, по учебным предметам, ведь у
каждого из нас (к большому сожалению!) свой предмет, свой план, свои задачи.
Некогда нам тут с ними (с детьми нашими) церемониться, пустые разговоры
разговаривать. Мы привыкли общаться для получения или передачи информации. А
общаться для общения?! Ну, это уж непозволительная роскошь, а, может быть, и
вовсе глупость несусветная! У нас даже не всегда хватает терпения выслушать до
конца высказывание ребёнка. И мы, взрослые, считаем вправе, перебить его
нетерпеливым тоном: «Ну ладно, хватит, достаточно, всё понятно!» Итак, нам
всегда всё понятно, что ещё выслушивать «бредни этих несносных детей». И почти
всегда в нашем общении с учениками, часто вынужденным и формальным, вымученным
и совсем не желанном, царит напряжённость, наша доминантность и
дистанцированность. А что можно воспитать при таком общении? Только что разве
научить ребёнка хитрить, приспосабливаться к нам, взрослым, играя роли Паиньки,
Золушки, Послушника и проч.
Чтобы воспитывать, мы, учителя,
должны устанавливать со своими учениками прочные незримые связующие нити
общения. Нам следовало бы общаться и общаться с нашими учениками. Общаться
просто и искренно, как общаются обыкновенные честные порядочные люди. И,
возможно, в процессе такого общения мы смогли бы увидеть всю палитру чувств,
эмоций, мыслей, настроений наших учеников. Может быть, мы бы почувствовали тона
и полутона, цвета и оттенки их жизневосприятия, их душевных переживаний. И,
возможно, наши дети пустили бы нас в свой внутренний мир. И, может быть,
процесс воспитания и состоялся. Только нам, учителям, ни в коем случае нельзя
торопиться. Нельзя воспитывать личность на бегу, на лету, между делом. Надо
внимательно смотреть в глаза ребёнка и просто общаться с ним. И ещё выслушивать
и выслушивать наших учеников с бесконечным терпением и искренней заинтересованностью.
И пусть такое неспешное общение продолжается с ребёнком дома.
Просто мысль: Учительское
общение с ребёнком входит в него через глаза и уши, а выходит мыслями и
поступками. Поэтому, чтобы ребёнок учился мыслить хорошими мыслями и поступать
правильными поступками ему так необходимо общение с нами.
Мне кажется,
нам, взрослым, надо учиться и учиться общению с детьми. И тогда, может быть, у
нас получится воспитание общением, общением качественным и неспешным. А мы
почему-то думаем, что можно воспитывать окриком, унижением, указанием,
подавлением и даже оскорблением личности растущего человека.
Просто цитата: «Самая
большая роскошь – это роскошь человеческого общения».
Антуан де Сент Экзюпери
Желаю вам, коллеги, купаться в
настоящей роскоши – роскоши человеческого общения!
No comments:
Post a Comment