Должна ли школа воспитывать детей? Я считаю, что должна. Но не одна, а
вместе с родителями и ГЛАВНОЕ – всем обществом, в котором эта школа находится.
Воспитывает ли современная школа детей? Я считаю, что нет. (Об
антивоспитании мы здесь не будем!) Причины этого можно выяснять и анализировать. А пока хочу
обратиться к родителям:
Уважаемые родители! Пора понять и принять, что в
наше время школа детей не воспитывает. Уж так получилось, что эта функция
отмирает или отброшена. И детей своих воспитываете или не воспитываете только
вы. Только вы сами! А школа, надо честно признаться, с этим делом на
сегодняшний момент не справляется. То ли не может, то ли не хочет, а, может
быть, обществу этого и не надо. Но воспитанием детей на сегодняшний день
занимается семья (или улица, или телевидение, или ещё кто-то, или никто). Но
школа точно этим не занимается. А жаль!
Просто цитата: «Воспитание детей – самая важная область
нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они
будут творить историю. Наши дети это будущие отцы и матери, они тоже будут
воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами. Но
и это не всё: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой
важности этого дела, о вашей большой ответственности за него». (А.С. Макаренко
«О воспитании»)
Чтобы воспитание состоялось, нужна постоянная активность самой личности,
которую мы воспитываем. А дети в современной школе в основном пассивны,
пассивны в смысле труда собственной души, да, кстати сказать, и обыкновенный
физический труд в современной школе теперь почти не присутствует. Даже классные
комнаты стали убирать технички, нанятые на родительские деньги.
Просто
цитата: «Воспитание – это сотрудничество с детьми, ответственность за
которое несут взрослые». (С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»).
А на уроках мы требуем с детей
послушной пассивности. К примеру, мы категорически запрещаем детям на уроках
разговаривать. Мало того, что дети должны сидеть ежедневно 6 уроков неподвижно,
они должны ещё и молчать. Разговоры учащихся на уроке – это первое, против чего
мы, учителя, начинаем (и никогда не заканчиваем) бороться.
В каждом человеке заложен двигатель развития и
совершенствования. Но, к сожалению, современная школа далеко не в каждом
ребёнке этот двигатель включает. Всё логично, с чего детям развиваться и
становиться воспитанными, если они в школе 10 лет пассивны? Что они изобретают,
создают, созидают? Над чем постоянно напряжённо думают и трудятся?
* Ощущение ученика на уроке: Без меня - меня учили.
Просто цитата: «Основной
жанр нашей «педагогической деятельности» - разговорный, основной «вид
деятельности учащихся» - потребительство в чистом виде. Результат этой
словесно-призывной педагогики – плачевный. Нет, только в сотрудничестве, общих
с ребятами делах, единой с ними одухотворённой жизни можно достигнуть
внутреннего преображения каждого их них и своего собственного. Нужно правильно,
умно организовать повседневность, наполнить каждый день интересными и полезными
мыслями и делами, маленькими победами и радостью». (С.Л. Рябцева, учитель начальных классов)
Большое спасибо, Алина Сергеевна, за Ваши размышления. Я думаю, что сейчас в школе (например, в нашей) избыток воспитательных мероприятий, а не воспитания. Классные руководители уже не успевают готовиться к урокам, потому что в своё личное время водят детей на экскурсии, конкурсы, выставки.
ReplyDelete