Правило семнадцатое. Не надо
обобщений в речи.
- «Ты всегда всё теряешь!» Не всегда и не всё! И не надо преувеличивать, а тем более упрекать, ведь ребёнок совсем не хотел потерять что-то.
Правило восемнадцатое.
Персонализируйте своё речевое сообщение и лучше всего говорите о себе.
- Вместо «Ты мне все нервы измотал!» лучше сказать: «Я так нервничаю!» Ведь на самом деле это не ваш ребёнок выступает в роли мотателя или мотальщика ваших нервов или чего-то там ещё. Это – ваша личная реакция на что-то или кого-то.
- Вместо «Глаза б мои не смотрели, как ты моешь полы!» лучше сказать: «А я мою полы по-другому. И вот почему ...»
Правило девятнадцатое. Если
вы чем-то недовольны, то выражайте своё недовольство отдельными поступками и
действиями ребёнка, а не его личностью, не им самим в целом.
Это просто
удивительно, как мы меняем свою речь, свой разговор в зависимости от того, с
кем разговариваем. Например со своим начальником мы разговариваем так:
«Извините, мне надо побыть одному некоторое время, чтобы сосредоточиться и всё
это обдумать». А своему ребёнку мы скажем ту же мысль совсем по-другому:
«Слушай, отстань! Я так устала. Ну, ни минуты покоя нет от этих детей! Все
нервы измотали!»
Это просто
поразительно, самым близким в нашей жизни людям достаются наши самые небрежные,
а порой грубые и оскорбительные речевые сообщения. И особенно нашим детям!
- Сообщайтесь красиво!
Психологи и специалисты по
лингвистике считают, что любое речевое сообщение человека имеет два уровня:
первый – вербальный. Ведь любое речевое сообщение строится из слов, несущих
определённое значение. Второй уровень – невербальный. Это тот подтекст, который
скрыт не в словах, а в нашем настрое, интонации, с которыми мы данное речевое
сообщение произносим. Получается, что каждое наше речевое сообщение имеет текст
и подтекст. Текст читается, он кроется в словах. Подтекст – чувствуется,
ощущается слушателем. Он кроется в нашей интонации, мимике, общем настрое и
отношении к собеседнику.
А мы-то, наивные, полагаем, что говорим
своему ребёнку просто слова! Нет, с произносимыми словами мы высказываем,
выказываем, выражаем своё отношение к нему и ко всему.
- Высказывайтесь красиво!
Так что не забывайте, уважаемые
родители, произнося в адрес своих детей простые, казалось бы, слова и фразы, вы
передаёте им не только вербальные сообщения, вы доносите до них, детей своих,
нечто большее, чем просто слова: своё отношение к ним и другим окружающим вас
людям, своё жизневосприятие, свой настрой или расстрой. Это уж у кого как
получится.
На
каком языке будет говорить ваш ребёнок? На том, на котором разговаривают с ним
взрослые. Если вокруг него звучит русская речь, ребёнок будет говорить
по-русски, если английская, то по-английски. На каком именно языке будет
разговаривать ребёнок по-русски, по-английски или как-то ещё? На хамском или
вежливом языке? На языке образованного человека или неуча? Это будет зависеть
от того, какие именно уроки развития речи преподают подрастающему человеку его
родители дома.
* Преподавайте
красиво!
No comments:
Post a Comment