Играя так несколько лет в игру под названием
«Родительские задачки и задачи», я обратила внимание на то, какие именно задачи
и задачки ставят родители учеников любого возраста перед собой. Первое, что
бросилось мне в глаза, это то, что, в основном, все поставленные родителями
задачи были сугубо материальными. Приведу цитаты из родительских листочков:
·
«Оплатить сыну двух репетиторов».
·
«Купить дочери новый компьютер (сотовый телефон,
видеокамеру и т.п.)».
·
«Переоборудовать детскую: сделать в комнате ремонт,
обновить мебель, поставить пластиковое окно, освежить интерьер».
·
«Купить новое издание детской энциклопедии».
·
«Свозить сына в Европу».
·
«Оказать спонсорскую помощь школе». И т.д. и т.п.
Во-вторых, некоторые якобы
родительские задачи и задачки таковыми вовсе не являлись. Они звучали скорее
как предъявление требований и претензий к ребёнку, другим людям и миру вокруг.
Например:
·
«За этот год сыну необходимо освоить английский язык».
(Ничего себе, родительская задача! Так это и не задача родителей вовсе, а
жёсткое требование к собственному ребёнку и учителю, с ним работающему).
·
«Первое, или, по крайней мере, призовое место Кати в
городской и областной олимпиадах по английскому языку (или другим предметам)».
(Как вам нравится фраза «по крайней мере, призовое»?! Мне лично она совсем не
нравится!!!)
·
«Держать под контролем все школьные дела сына». (Ух,
какой строгий контролёр!)
·
«Не реже, чем раз в месяц обходить всех учителей
дочери, узнавая о её успехах в школе». (Т.е. строго спрашивать со всех учителей
дочери, как они её и чему учат и придирчиво проверять, делают ли они это
достаточно хорошо). И т.д. и т.п.
Самой лучшей родительской «задачкой», которая
повторяется в ответах разных родителей, я бы назвала следующую: «Проводить с
сыном (дочерью) больше времени». Это, пожалуй, родительская «лебединая песня».
Уж не знаю, допели ли они её до конца. А, может быть, незаметно для себя,
превратили эту замечательную «лебединую песню» в «песню вороны» с часто
повторяющимися резкими и неприятными для человеческого слуха вороньими словами:
«Кар-кар-кар!» Ну да это уж останется полностью на их родительской совести!
Удивило меня во всех этих родительских ответах
другое. Никто их родителей (ну, или почти никто!) не ставит перед собой
«задачки» и задачи своего родительского личностного роста и
самосовершенствования нематериального характера. Например:
·
Научиться слушать ребёнка, не перебивая.
·
Стать более терпимым к молодёжной моде.
·
Качественно улучшить свой тон общения с сыном, убрав из
речи назидательные интонации и повелительное наклонение.
·
Перестать доказывать дочери, что родители всегда правы.
·
Перестать выходить из каждого спора с ребёнком
победителем.
·
Исключить крик и ругань из семейного общения.
·
Меньше читать
ребёнку нотаций, а больше просто разговаривать по душам.
·
Не осуждать других людей и ничего не критиковать в
присутствии ребёнка.
·
Говорить дочери (сыну) «Спасибо!» за что-нибудь каждый
день.
·
Больше шутить и смеяться в семье.
·
Мне самому меньше смотреть телевизор и начать читать
педагогическую литературу для родителей.
И т.д. и т.п.
По книге А.С. Бикеевой
«Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый
день», М.: «Генезис», 2009 г.
http://practic.childpsy.ru/education/books.php?ID=22734
No comments:
Post a Comment