Просто вопрос:
Учитель ученику – друг? или враг? или волк? или как?
Почти
каждый учитель мнит себя прекрасным воспитателем. По крайней мере, редко кто из
учителей может признаться: «Я мало, что смыслю в воспитании детей». Или так:
«Да, по всей видимости, воспитатель я никудышный. Что-то ничего у меня с этим
делом не ладится». Откуда в нас такая уверенность, что мы – прекрасные
воспитатели, что умеем и можем воспитывать своих учеников? Лично я в этом
почему-то сомневаюсь.
*Take us as you find us. Принимайте
нас такими, какие мы есть (т.е. со всеми достоинствами и недостатками).
(Английская поговорка).
А мы можем
воспринимать свих учеников такими, какие они есть, не ломая личность ребёнка?
Монолог
«прекрасного воспитателя» или воспитательная сила оценки.
Уж
я-то знаю толк в воспитании детей. В каждом моём действии содержится глубокий
воспитательный смысл, часто не понятный плохим воспитателям, моим коллегам,
например, и этим бестолочам – ученикам. Я ничего не делаю просто так. А,
вернее, всё, что я делаю, оказывает большое воспитательное воздействие на
учащихся. Ученики - кто? Дети неразумные. (Варианты: бараны безмозглые,
оболтусы невоспитанные, твари неблагодарные.) Не ведают, что творят. Вырастут,
потом мне спасибо скажут за то, что я их так здорово (варианты: правильно,
профессионально, мудро, строго) воспитывала. Да, что-то Ваня сегодня отвечает
на «отлично». Но, ведь «пятёрку» я ему поставить не могу из воспитательных
соображений. Слишком легко ему «пятёрка» достанется, потом трудиться не будет.
А так, поставлю «четвёрку» – будет к чему стремиться, ещё больше стараться
начнёт. Так, к чему же придраться? … Да, как трудно всё-таки воспитывать детей!
Поставлю всё-таки «четыре», хотя, конечно, ему бы и «тройки» хватило. Ведь
каждая оценка должна иметь глубокий воспитательный смысл. Ладно, ставлю
«четыре». Ну вот, он ещё что-то возмущается. Что ж, надо эмоционально ему
показать, что он не прав. Да и ногой притопнуть. Вот так, для строгости. Ох,
как эффектно получилось! Так, а дальше что? А дальше надо, пожалуй, голос
повысить, это – для напора и убедительности. Ну вот, что-то Ваня сразу сник,
оторопел, замкнулся. Понял, наверное, что «пятёрку» он ещё не заслужил, хотя и
отвечал сегодня отлично. Да, что значит великая сила воспитательного процесса!
Какой я всё-таки хороший (варианты: прекрасный, мудрый, профессиональный)
воспитатель!
Монолог воспитуемого Вани.
Ну
вот, опять Марь Иванна воспитывать будет. Ничего ведь просто так,
по-человечески, не делает. Всё воспитывает нас и воспитывает, как заведённая.
Не догадывается, бедняга, что нам всё это её воспитание – как мёртвому припарки
(варианты: до лампочки, как об стенку горох). А…ладно! Что на неё обижаться.
Если уж разобраться, кто они – училки? Замученные тяжёлой неволей люди. Ну вот,
«четвёрку» поставила. Чего не понравилось? Отлично ведь отвечал. Весь вечер
вчера угробил на эти её суффиксы. Так нет, нашла же к чему придраться. А,
ладно! Пусть уж «четыре» ставит. Наверное, привыкла, что я - троечник. Спросить что ли, за что «четыре»? Ну вот,
что-то ногами затопала, рассердилась, что я вопросы задаю. Да, и я тоже –
дурак! Не надо ей никогда больше никаких вопросов задавать. Не терпит она
вопросов наших. Да, жалко училок. Нервные они все, а лечиться – денег нет. Ну вот,
визжит что-то! Мне что ли доказывает? Да, медицина теперь дорогая. Ладно уж,
спорить не буду, а то она вон красными пятнами вся пошла. Пусть «четвёрку»
ставит. Мне-то всё равно, а ей спокойней. Пусть думает, что воспитывает меня.
Ведь, в конечном итоге, училки – как дети малые, не ведают, что творят. Но
ничего, вырастим, уйдём из школы, они потом жалеть будут и плакать о нас на
выпускном вечере. Ну, всё-всё. Молчу-молчу. А то вон как Марь Иванна
разошлась-то. Хотя, собственно говоря, пусть покричит. Ей ведь тоже
отрицательную энергию сбросить куда-то надо, а то инфаркт может быть, или ещё
что такое. А учить больше, вообще, никогда не буду. Дурак, футбол вчера
пропустил. «Трояк» так и так поставит, а выше – никогда. Недолюбливает она меня
что-то.
*Вот так мы
иногда воспитываем воспитание! Вы – нет? Так это же замечательно! Тогда мы –
учителя не так уж и безнадёжны!
No comments:
Post a Comment