Saturday, 25 January 2014

Послесловие № 1 к таблице «101 СПОСОБ ХВАЛИТЬ РЕБЁНКА»

Начало см. в посте ПОХВАЛА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ


Да уж, «101 способ хвалить ребёнка» нас удивляет.
Дело, конечно, не только в похвале и количестве слов (фраз), для этого используемом. Дело - в той атмосфере учения, которую мы, учителя, создаём в классной аудитории. Какая эта атмосфера будет – позитивная или негативная?
Наша методика преподавания и воспитания, в основном, строится на фокусировании на негатив; на бесконечных замечаниях детям (любого возраста); на выискивании и исправлении ошибок учащихся.
Разговаривая с родителями об успеваемости их детей, мы говорим: «У вашего сына 4 ошибки в диктанте. Это – плохо». А ведь можно было бы сказать: «Диктант состоял из 50 слов. Ваш сын 4 слова написал с ошибками, но 46 слов им написаны абсолютно верно. 46 безошибочно написанных слов – это очень хорошо!»
Или мы говорим так: «В пересказе текста ваша дочь сделала 5 ошибок. Это никуда не годится!» А можно было бы сказать так: «При пересказе текста на английском языке ваша дочь произнесла 40 предложений. 35 из них она построила верно. Это – успех! 35 правильно построенных предложений на иностранном языке!
Или можно было бы сказать так: «В прошлом учебном году ваша дочь при пересказе текста на английском языке говорила всего 20 предложений, делая при этом в среднем 5 ошибок. В этом году она говорит уже 40 предложений. Прогресс очевиден, а количество ошибок не увеличилось».
А мы говорим так: «Ваш сын не решил 3 задачи в последней контрольной работе. Это – плохо». А можно было бы сказать по-другому: «Последняя контрольная работа была очень сложной. Она состояла из 8 задач, причём по разным темам. Вашему сыну удалось решить 5 задач. 3 задачи не получились, их решения оказались ошибочными. Но мне понравилось, что он боролся до конца. Даже после звонка он продолжал сидеть за партой и искать решение этих трудных задач. Он исписал целый лист черновика, пытаясь решить задачи сам, и не стал списывать готовых решений у товарищей. Ответы в трёх задачах оказались неверны, но ваш сын не сдал тетрадь с пустой страницей. Он написал свои решения этих задач. Он – молодец!»

Мы – учителя – как будто не замечаем прогресс и успех у наших детей, не обращаем на это внимание, а ошибки видим и слышим всегда. И часто получается, что всё учение (или мучение?) в школе строится на негативе. А начинается это с нашего выражения лица, которое мы, педагоги, «надеваем», заходя в класс к детям, и с наших первых слов, которыми мы начинаем урок.
Просто вопрос: Хвалить детей – это сложно или непедагогично?



No comments:

Post a Comment